Новые ректоры похожи на старых
Если ректор играет важную роль в развитии университета, значит приход нового управленца должен привести к наблюдаемым изменениям количественных показателей эффективности.
Внимание к изменению пула ректоров в мировой практике связывают с переходом университетов к системе целевых показателей эффективности и соответствующими стратегическими изменениями. Стало необходимым усиление академического лидерства: увеличение полномочий и привлечение людей с другим управленческим опытом – не из академического сообщества.
Но более ранние зарубежные исследования показывают, что новые ректоры не сильно отличаются от своих предшественников: у них все такой же большой академический опыт, скорее всего, они происходят из числа профессоров и никак не связаны с бизнесом, – и это совсем не то, что ожидали увидеть исследователи.
В российской практике особый интерес представляет изменения в процедуре замещения ректора. Если раньше ректор избирался научным коллективом университета, то сейчас появилась возможность назначения ректора учредителем. Главная цель этих изменений – упростить и ускорить порядок назначения на руководящую должность более подходящих людей, по мнению учредителей.
Министры в разное время преследовали разные цели относительно высшего образования. Соответственно, роль учредителя менялась в зависимости от позиции министерства.
Болотов Виктор Александрович
Центр психометрики и измерений в образовании: Научный руководитель
В 2015-2017 годах смена руководства произошла в 197 вузах, что составляет 20,5% вузов. Ректоры менялись как в эффективных, так и в менее эффективных вузах. В 58,5% случаев в вузах, которые хотя бы раз признавались неэффективными, ректор не сменился.
Треть новых ректоров в этот период появилась через процедуру назначения ректора учредителем, в остальных случаях проходили выборы. При этом демократичность процедуры не всегда означает конкурентность выборов – чаще всего на пост претендует один-два кандидата, а в половине случаев окончательное голосование проходит только по одной кандидатуре.
Среди нового корпуса управленцев более чем в два раза увеличилась доля тех, кто когда-то учился в своем университете. При этом доля тех, кто раньше работал в вузе и стал ректором, осталась на том же уровне – 65%.
В целом, новые ректоры, не сильно отличаются от тех, кому они пришли на смену. Единственное, что их отличает – это возраст. Обновление ректорского состава произошло за счет омоложения корпуса.
Катерина Губа
к.с.н., директор Центра институциональных исследований науки и образования ЕУСПб
Академические достижения ректора значимы для некоторых научных областей (физика, технические, социальные и сельскохозяйственные науки, медицина) в отличие от общей продуктивности университета в научной сфере.
Парадоксально, но быть политиком, который ставит интересы подразделения выше интересов университета в целом, оказывается более продуктивной стратегией управления университетом для достижения научных успехов.
Дарья Геращенко
младший научный сотрудник Центра институционального анализа науки и образования ЕУСПб
" На фоне резкого недофинансирования в сфере высшего образования финансовый фактор играет не менее важную роль, чем человеческий. Если произошла смена ректора, но финансовых возможностей развития не прибавилось, вряд ли получится что-то изменить в лучшую сторону. Лидер – важен, но тот же локдаун показал, что один в поле не воин. Не менее половины успеха зависит от умения собрать и сплотить вокруг себя эффективную команду.
Клягин Александр Владимирович
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Ведущий эксперт
К сожалению, наши исследования показывают, что динамика развития университетов очень слабо зависит от кадровых перемен даже наверху.
Фрумин Исак Давидович
Институт образования: Научный руководитель
Смотреть запись вебинара
Презентация
Болотов Виктор Александрович
Центр психометрики и измерений в образовании: Научный руководитель
Клягин Александр Владимирович
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Ведущий эксперт
Катерина Губа
к.с.н., директор Центра институциональных исследований науки и образования ЕУСПб