Развитие школьных сообществ сделает детей и учителей благополучнее
Тысячи школ ищут способы, как стать современными и актуальными. Изучив российский и международный опыт, мы нашли этот способ, который заключается в том, чтобы школа перестала быть «закрытой коробочкой» – изолированным пространством.
Концепция «Школа – центр социума»
Главный ресурс для школьного сообщества, который видят Фонд и исследователи Высшей школы экономики, – это выпускники школы. Но очень многое зависит от местоположения школы: из маленького города, выпускники, скорее всего, разъехались; в мегаполисе у них может не оказаться времени на активное участие в жизни школы.
Елена Ленская
директор Центра изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат педагогических наук
Развитие школьного сообщества приводит к существенной экономии средств, которые могли быть направлены на работу с последствиями социального поведения, повышает налоговые выплаты, которые могут получать успешные выпускники. Школьные сообщества чаще всего работают с наименее благополучными социальными группами, поэтому эффекты от его деятельности – значительны.
Пинская Марина Александровна
Ведущий научный сотрудник Института образования
Диагностика и оценка школьных сообществ: инструмент Рыбаков Фонд
Модель развития школьного сообщества включает в себя 9 направлений и должна служить руководством по тому, что нужно делать, чтобы это сообщество было построено. По каждому направлению выделяются задачи трех уровней сложности для того, чтобы можно было отслеживать, на каком этапе разработки и внедрения тех или иных практик находится сообщество, и куда двигаться дальше.
Результатом построения эффективного школьного сообщества являются:
-
Созданная школой управленческая команда, мотивированная на развитие, лидер которой – директор;
-
Устойчивое сообщество выпускников, родителей и партнеров;
-
Создание финансовых механизмов, которые дают дополнительные ресурсные возможности.
В США любая модель школы возникала снизу вверх, а не насаждалась сверху, порождая тем самым разнообразие моделей. Поэтому предлагать школам одну конкретную модель, насколько бы эффективной она ни была, – не очень продуктивно. Для того, чтобы школа начала жить по какой-то модели, она должна обязательно поучаствовать в ее разработке.
Елена Ленская
директор Центра изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат педагогических наук
Использование инструмента школой:
1. Школа получает ссылку для прохождения онлайн-диагностики на разработанном для этого цифровом сервисе, проходит анкетирование по пяти группам респондентов;
2. По результатам диагностики становится понятно, на каком уровне – начальном, среднем или продвинутом, находится школьное сообщество;
3. Вместе с результатами координатор от школы получает плейбук с конкретными шагами и инструкциями, что необходимо делать дальше в зависимости от уровня развития, а также описанными кейсами других школ для вдохновения.
Пока школа сама не придумает, что ей делать с теми проблемами, которые она обнаружила, она не будет «собственником идей» по тому, как улучшать школьное сообщество, коллектив школы не будет мотивирован действовать в соответствии с инструкциями.
Елена Ленская
директор Центра изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат педагогических наук
Каждая школа воспользуется этим инструментом по-своему, так как плейбук позволяет провести исследование своих ресурсов и выбрать для себя приоритетное направление развития.
Наталья Подшивалова
директор МОБУ «Новосергиевская СОШ № 3 им. генерала А.И. Елагина Новосергиевского района Оренбургской области
Смотреть запись вебинара
Пинская Марина Александровна
Ведущий научный сотрудник Института образования
Ирина Кондратьева
руководитель программы по оценке импакта, Рыбаков Фонд