К чему приводит цифровая слежка?
Первыми наблюдениями создатели паблика поделились на Грушинской социологической конференции: центр провел на ней круглый стол «Отпустить нельзя контролировать». Где поставить запятую в этой фразе – задумывается каждый родитель. «Та дилемма, с которой мы все сталкиваемся, тем более сегодня: пока мама ведет совещание в онлайне, ребенок за другим компьютером не может войти на урок или решить задачку. Ковид обновил эту тему», – говорит Катерина Поливанова.
Один из признаков самостоятельности – возможность самому перемещаться вне дома. Эксперты предложили «индекс независимой мобильности» и сделали замеры на нескольких группах учеников младших классов и их родителей. Предварительными выводами поделилась Ксения Павленко: оказалось, что дети свободнее ходят одни, если в семье больше одного ребенка, и у мальчиков свободы больше, чем у девочек. А в более образованных и высокостатусных семьях дети менее свободны, чем в тех, где мало ресурсов и у родителей нет высшего образования.
В целом этот индекс падает во всем мире: детей все реже отпускают одних в школу или погулять, они позже начинают бывать на улице. Любопытно, что есть даже социальное давление на родителей: опрошенные признавались, что боятся отпускать детей одних в школу еще и потому, что их назовут плохими родителями. Самостоятельность снижается не только для прогулок. В 2005 году 13% опрошенных родителей заявили, что согласны принять любые планы ребенка на будущее – в каком вузе учиться и кем стать. В 2017-м таких родителей осталось всего 4%.
Александра Бочавер предупредила, что нас ждут возможно, драматические последствия цифровой слежки». Сегодня все популярнее идеи, что нужно следить за перемещением своего ребенка через трекеры, проверять его контакты в соцсетях, смотреть историю браузера. «Теперь больше доверия объективным, техническим свидетельствам, а не тому, что ребенок говорит. Причем, примерно половина детей знает, что за ним следят. У ребенка появляется привычка быть наблюдаемым. Интересно понять, как дети будут к этому адаптироваться, как это проявит себя в будущем, во взрослом возрасте, а сейчас повлияет на отношения с родителями».
Всё это еще предстоит исследовать, а задавать вопросы и искать практические советы можно уже сейчас: в паблике в фейсбуке можно прочитать, например, о том, как мотивировать детей учиться дома во время пандемии, или об опыте школ, где дети сами выбирают, на какие уроки им приходить.
«Почему меня интересует детская самостоятельность? Тут множество причин: во-первых, это интересно. Просто любопытно, что лучше для ребенка – быть самостоятельным и независимым или быть под крылом близких», – так Катерина Поливанова объясняет причины, по которым она и ее коллеги создали группу и начинают дискуссии на эту тему. «Будут ли более самостоятельные дети более счастливыми? Как самостоятельность влияет на результаты учебы? Меня это искренне волнует не только как исследователя, но и как маму. Я надеюсь, что данный проект станет пространством для рефлексии на эту тему, пространством рождения новых гипотез, теорий и важных инсайтов» - признается Ксения Павленко. А, по словам Александры Бочавер, «очень интересно, как родители решают, отселяться ли ребенку в отдельную кровать или комнату, отправляться в детский сад, идти работать, переезжать в отдельное жилье… У нас тут целый букет разнообразных вопросов - маленьких, больших, ярких, незаметных, притягательных и, возможно, пугающих, и мы будем искать на них ответы в разных местах и у разных людей. Присоединяйтесь!».
Бочавер Александра Алексеевна
Центр исследований современного детства: Научный сотрудник
Павленко Ксения Викторовна
Центр исследований современного детства: Аналитик
Поливанова Катерина Николаевна
Центр исследований современного детства: Научный руководитель