Пятибалльная система только имитирует обратную связь
Иван Алексеевич Боганцев, директор Европейской гимназии:
Обычно отметки воспринимают как инструмент мотивации для того, чтобы дети поступали так или иначе. Но результаты экспериментов показывают, что оценки, причем не только плохие, но и хорошие, демотивируют детей и не способствуют тому, чтобы они возвращались к тому заданию, в котором допустили ошибку, и анализировали ее. Школа должна прививать детям интерес к получению знаний в долгосрочной перспективе, в том числе и за пределами школы.
Пятибалльная система оценивания выживает в силу своей простоты, она не требует усилий ни со стороны учителя, ни со стороны родителей. Разбираться в системе критериального оценивания – тяжело, а давать содержательную обратную связь – сложно. Даже если учитель обладает достаточными компетенциями для эффективной обратной связи, у него просто не хватает для этого времени.
Кроме того, отметки часто воспринимаются в морально-нравственном ключе, считается, что они должны выступать наградой за хорошую работу и наказанием – за плохую. Но функция школы не в том, чтобы вершить правосудие, а в том, чтобы прививать ребенку знания и навыки. И для достижения этой цели необходимо отказаться от традиционной системы оценивания или, по крайней мере, снизить значение отметок.
Валерий Вячеславович Пазынин, директор школы 1561 Москвы:
Не каждая учебная активность требует оценивания, в то же время отметка отражает прогресс, показывает, над чем нужно работать, и что улучшать. Многие учителя при обсуждении этого вопроса сходятся на том, что отметки искажают существо того дела, которым им хотелось бы заниматься.
Существует не одна альтернатива пятибалльной системе – инструменты содержательного оценивания, система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, гуманно-личностная педагогика Ш. А. Амонашвили, накопительная система оценивания.
Сегодня школам ничто не запрещает использовать содержательное оценивание на любой ступени обучения, поэтому важно действовать на уровне школьного руководства. Главная цель перехода от отметочного оценивания к содержательному должна заключаться в том, чтобы научить ребенка самостоятельно анализировать свои результаты, чтобы в итоге стать автором своей жизни.
Марина Александровна Пинская, кандидат педагогических наук, МГИМО:
Отметочная система оценивания появилась вместо телесных наказаний детей, позже существовала вместе с ними, и только потом наказания были запрещены.
Оценивание – это работа с данными, для поиска которых подходят любые формы деятельности учителя и ученика, которые оценивают сами себя, а данные, в свою очередь, нужны для того, чтобы ответить на вопрос, где ученик находится сейчас, куда должен прийти, и как это сделать наилучшим образом. Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал, развивают навыки самооценивания. При этом дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учебе.
Лариса Олеговна Рослова, заведующий лабораторией математического общего образования и информатизации ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»:
80% учеников начальной школы высказались в пользу отметок, воспринимая их как обратную связь. Кроме того, опрос показал, что дети отождествляют оценку и знания, а для большинства отметки выступают единственной мотивацией учиться.
Галина Анатольевна Цукерман, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, профессор:
Воспитание оценочной самостоятельности школьников не может начинаться с того, чтобы детям давали готовые средства оценивания.
Переход от традиционной системы оценочных взаимодействий со школьниками к альтернативной – это не смена старых очков на новые, а изменение принципов видения процесса и результатов работы школьников.