• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Московскому чуду» нашли ключик

В столичных школах хорошо учат. На днях об этом снова заговорили все: были опубликованы результаты международного исследования TIMSS. Баллы московских школьников оказались выше не только общероссийских, но и средних по Европе. В чем секрет «московского чуда» – мнения расходятся, а исследования еще не проводились. Группа молодых ученых из Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании нашла способ проверить все гипотезы. Поможет в этом кейс Новой Москвы. Проект получил грант «Доказательная политика 2020» Центра перспективных управленческих решений.

«Московскому чуду» нашли ключик

Есть несколько разных подходов к пониманию причин высоких образовательным результатам столицы. Это богатый регион, где высокое финансирование школ наложилось на высокий социально-экономический статус семей. Есть масса подтверждений, что школьники с высоким статусом показывают лучшие результаты. Другая точка зрения: сработали управленческие и образовательные реформы, заложенные в «Московский стандарт образования».

Котликова Анастасия Борисовна
Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании: Стажер-исследователь

Стандарт действует с 2012 года, и в том же году к столице присоединили большую территорию – так называемую Новую Москву. Это совпадение создает идеальные условия для эксперимента, считают авторы проекта. «Контрольной группой» в нем будут школы Подмосковья, а «экспериментальной группой» – те тридцать с лишним школ, которые были в таких же подмосковных условиях, но попали под юрисдикцию Москвы. Там начались столичные образовательные реформы, при этом по факту социально-экономический статус учеников оставался прежним.

Исследователи соберут данные о том, как менялись образовательные результаты, траектории школьников, и проверят причинно-следственные связи с разными компонентами московского образовательного стандарта. В частности, эконометрический анализ позволит подтвердить или опровергнуть тезис, что «всё дело в столичной кормушке». Эффект управленческих шагов будут проверять квази-экспериментальными методами анализа. Для этого новомосковским школам подберут «близнецов» из тех регионов, где внедрялись лишь отдельные компоненты московского стандарта.

Таких исследований мало даже за рубежом. Изучались лишь отдельные аспекты. Например, как повлияло объединение пригородов Парижа на образовательную миграцию: детей стали массово отдавать в центральные школы. А пригороды Лондона получили доступ к столичному «питомнику» кадров, там изменилось качество преподавания. Подобные эффекты мы тоже будем искать и проверять.

Адамович Ксения Александровна
Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании: Стажер-исследователь

Проект «Кейс Новой Москвы: как изменились школы в результате присоединения муниципалитетов в столице» стал одним из десяти обладателей грантов – на исследование выделено 800 тысяч рублей. Конкурс «Доказательная политика» поддерживает исследования в сфере госуправления и политических институтов, «результаты которых позволят повысить качество решений, принимаемых российскими органами власти». Подробнее о победителях – здесь.