PISA измеряет «мягкие» навыки
Финансовая грамотность в исследовании PISA
Фокус исследования финансовой грамотности сосредоточен на готовности 15-летних подростков принимать эффективные финансовые решения и использовать постоянно усложняющиеся финансовые продукты. Инструментарий оценки включает когнитивный тест, анкету для учащихся и опрос для школьной администрации о финансовом образовании, предоставляемом школой. Задания теста, в которых подростки должны принимать решения, максимально приближены к реальным жизненным ситуациям и связаны, например, с выбором тарифного плана телефонных услуг. Для того, чтобы выполнять подобные задания, необходимо умение выявлять информацию в разной форме, понимать назначение различных финансовых продуктов, учитывать последствия своих решений и, конечно, проводить простые арифметические расчеты.
Оценка финансовой грамотности проводилась в 2012, 2015, 2018 годах, и Россия участвовала во всех трех циклах. Уровень финансовой грамотности российских учащихся в 2018 году соответствовал среднему международному уровню. По сравнению с 2012 годом результаты улучшились, но были ниже, чем в 2015.
Параллельно с общенациональной в 2018 году была сформирована выборка учащихся из 9 регионов России, в которых проводились системные, разносторонние образовательные мероприятия в рамках проекта Минфина «Содействие повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Ожидалось получить более высокие результаты по регионам-участникам проекта. Несмотря на небольшую разницу в 1 балл, 90% учащихся из второй выборки достигли или превысили второй (пороговый) уровень финансовой грамотности, а в общем зачете оказались сразу после Финляндии, одной из стран-лидеров.
Старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», эксперт по финансовой грамотности исследования PISA
Глобальная компетентность
Новым направлением в исследованиях PISA стало измерение глобальной компетентности подростков, которая понимается как «многомерная цель образования на протяжении всей жизни человека» и включает в себя оценку следующих навыков:
-
Способность критически рассматривать локальные, глобальные и межкультурные проблемы;
-
Понимать и ценить различные взгляды и мировоззрения;
-
Успешно и уважительно взаимодействовать с другими;
-
Действовать в интересах коллективного благополучия и устойчивого развития.
Первая оценка глобальной компетентности была проведена в 2018 году, а результаты были обнародованы только осенью этого года.
Российские школьники показали результат, сравнимый со средним международным уровнем, больше половины учащихся преодолели второй (пороговый) уровень глобальной компетентности. Для обеспечения достоверности и надежности полученных результатов инструментарий исследования учитывал многообразие культурных контекстов, неправомерность как навязывания в качестве эталона взглядов или отношений, так и чрезмерной «культурной нейтральности». Около четверти заданий когнитивного теста посвящены межкультурному взаимодействию и противоречиям, которые возникают между представителями разных культур.
Старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», эксперт по глобальным компетенциям исследования PISA-2018
Для всех стран-участниц этого направления была выявлена высокая корреляция между глобальными компетенциями и читательской, математической, финансовой и естественно-научной грамотностью. Это поставило перед исследователями вопрос, насколько возможно объединение в одном инструменте всех направлений функциональной грамотности, в связи с чем Министерство просвещения инициировало проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности». Первые результаты апробации подтвердили одномерность инструмента, продемонстрировали высокую надежность и минимальную дифференцирующую способность.
Руководитель Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», национальный координатор России в международной программе PISA с 2000 по 2018 годы
Последние результаты PISA демонстрируют достижения учащихся до пандемии, но на сегодняшний день школы продолжают закрываться, и стоит проблема потери качества образования. Вопрос, который необходимо решать сейчас – как компенсировать эти потери? И если изменения академических результатов можно легко измерить, то как пандемия влияет на «мягкие» навыки, еще предстоит изучить.
Руководитель образовательных проектов, старший специалист в области образования Всемирного банка