• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Учителя под бумажным завалом

Педагоги в России и в Казахстане перегружены работой, которая не имеет прямого отношения к их обязанностям. Это одно из главных препятствий на пути к профессиональному развитию. Такой вывод делают профессор Инобра Елена Чернобай и исследователь организации «Назарбаев – интеллектуальные школы» Диляра Ташибаева в статье, опубликованной в «Вопросах образования». Статья написана по результатам международного исследования TALIS, в котором приняли участие более 4 тысяч российских и 6 тысяч казахстанских учителей.

Учителя под бумажным завалом

Главным предметом исследования стала поддержка молодых педагогов. Они в дефиците в обеих странах, хотя в Казахстане ситуация лучше: там учителей в возрасте до 30 лет – 18%, у нас – всего 11%. Получше у соседей и с мерами поддержки – судя по тому, что только четверть начинающих учителей собирается уйти из профессии (у нас – треть). В обеих странах нет государственных механизмов оценки того, какую поддержку получают молодые педагоги, а наставничество не входит в обязательную аттестацию. В то время как в странах с более эффективными системами образования – например, в Сингапуре – наставничество обязательно для тех, кто работает в школе.

Одной из главных общих проблем оказалась нехватка времени у учителя: значительная часть опрошенных рассказали, что высокая нагрузка не позволяет им развиваться профессионально. Средняя нагрузка в странах ОЭСР – 39 часов в неделю. В России она составляет 43 часа, в Казахстане – 48 часов (выше только в Японии). Но главное, что значительная часть нагрузки – «бумажная работа», и этот бюрократический пресс усиливается.

Возможное решение проблемы эксперты видят в том, чтобы изменить систему оплаты труда. Сейчас в обеих странах учитывают лишь «учебные часы». Остальная часть занятости учителя – «иные виды педагогической деятельности» и та самая работа с бумагами и отчетами – не нормирована. Если перейти со ставок на окладную систему, которая предполагает фиксированную оплату на 38-40 отработанных часов в неделю, можно снизить фактическую нагрузку. Так у учителей появится время на профессиональное развитие.

О том, какие еще проблемы выявлены у молодых педагогов двух стран и как их можно решить, читайте в статье «Профессиональное развитие учителей в Российской Федерации и Республике Казахстан».