Бюрократия тянет вузы обратно в СССР
Данные массовых опросов, которое провели сотрудники Института образования Анна Гармонова, Дарья Щеглова и межрегиональная команда проекта «Рождение российской магистратуры», показали, что многие преподаватели хотели бы вернуться к прежней советской модели высшего образования. Исследователи объясняют это тем, что реформа вузов для большинства сотрудников оказалась связана с возросшей рутиной, бюрократией и низкой конкуренции на академическом рынке. Главная претензия, которую 92% преподавателей высказали Болонской системе – рост бесполезной бумажной работы. Кроме бюрократии, многие за реформой ничего не увидели, академическая мобильность осталась низкой, возможности заниматься научной работой – ограниченными а зарплата – не конкурентоспособной.
При таких оценках не удивительно, что на вопрос «Считаете ли вы переход на двухуровневую систему удачной реформой?» 58% преподавателей ответили отрицательно. Ее приветствуют молодые педагоги 20-30 лет, но это незначительная возрастная когорта опрошенных. Большинство прямо указали на желание вернуться к советской системе. Любопытно, что слово «вернуть» оказалось главным смысловым элементом, вокруг которого выстраивались ответы преподавателей на открытый вопрос о том, что бы они изменили в системе высшего образования.
Если к специалитету отношение преподавателей скорее положительное, то к предложенной недавно системе микростепеней (магистратура в один год) – резко отрицательное.
Авторы статьи изучают отношение опрошенных к научной работе и участию в создании образовательных программ и объясняют их с точки зрения акторной теории: «Основной стратегией становится минимизация своих затрат на непродуктивные, с их точки зрения, действия. Освоение новых форм работ никак не стимулируется, на сетевую интеграцию свои ресурсы тратить не хочется». Более того, 60% опрошенных отметили, что ощущают себя скорее преподавателями, чем учеными, и участвуют в формировании программы магистратуры только в силу должностных обязанностей, а не собственного желания.
«Преподаватели должны были стать креативным классом с высокой степенью автономии и гибкости, но вместо этого профессия становится рутинной практикой», – констатируют авторы статьи. Впрочем, дело не только в огромном количестве отчетов. «Желание «вернуть как было» – это реакция на неопределенность и повышение рискогенности профессии. Проще говоря, преподаватели бояться остаться на обочине в своем деле, не выдержать новых требований, не «вытянуть» свою работу ни морально, ни физически».
Гармонова Анна Владимировна
Центр университетского партнерства: Директор центра
Щеглова Дарья Владимировна
Институт образования: Научный сотрудник