• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Кто здесь власть?

Ребёнок вырос. Учится в школе, хочет сам принимать какие-то решения. «Вы даете ему свободу?» – на этот вопрос многие родители ответят «да!». Очень просто ответить, не задумываясь, потому что свобода, самостоятельность – понятия абстрактные. Но есть и конкретные маркеры. Позволяете ли гулять одному, самому перемещаться по городу? Здесь уже не отделаешься общими словами. Во многих семьях даже старшим подросткам не так-то просто выйти из дома, это предмет постоянных скандалов. Как вести себя, когда и почему родители отпускают (или не отпускают) детей гулять одних, что на это влияет – изучили Катерина Поливанова, Александра Бочавер и Ксения Павленко из Центра исследований современного детства Инобра.

Кто здесь власть?

На страхи и предубеждения родителей влияет многое: от представления о районе и того, что пишут в газетах – до возраста и пола детей. Кстати, как показали исследования, с полом не всё так однозначно: да, мальчики пользуются большей свободой, чем девочки, но только до определенного момента. Когда уже позволена «независимая мобильность», как это называет наука, у девочек в среднем позже комендантский час и больше поблажек. Объясняется это тем, что девочки в детстве, как правило, были послушнее и прилежнее «соблюдали родительские правила» – заслужили больше бонусов для свободной жизни.

В целом «борьба за свободу» в семьях развивается примерно одинаково: подростки требуют большего, прощупывают возможности, а родители им постепенно уступают. Здесь важно правильно дозировать свободу и не «тормозить». Распространенная проблема: возраст гулять самому подошел, родители на словах поддержали готовность ребенка, научили правилам безопасного поведения и... все никак не отпускают в «одиночное плавание». В такой ситуации ребенок «переживает это как избыточный контроль, завидует сверстникам и либо смиряется, снижая свое субъективное благополучие, либо учиться обманывать, снижая уровень доверия в семье», – сказано в статье.

Нельзя назвать точный срок – когда пора разрешать, а когда еще рано. Но бывают разные стратегии. Это может быть поведенческий контроль, когда ребенку говорят: «Чтобы в десять был дома!», или манипулятивный контроль, который выглядит примерно так: «Когда ты приходишь слишком поздно, у меня болит сердце!». Последний гораздо хуже – предупреждают эксперты: повышает риск депрессий у подростков, снижает самооценку и даже грозит снижением успеваемости в школе. Похоже, оптимально наблюдать за готовностью ребенка и постепенно давать ему возможность осваивать новые навыки, сначала под присмотром родителей, а потом и без.

Отдельно сказано об опасности трекеров, приложений на телефоне, других средств слежения. Только кажется, что они делают родительский контроль «нейтрально-инструментальным» и более удобным. «Это не совсем так: дети лишаются навыков и возможности получить доверенную им родителями, а не «украденную» свободу. Они учатся обходить технические приспособления для контроля, попутно наращивая количество секретов и обманов взамен доверия», – сказано в статье.

Полный текст можно прочитать здесь

Самостоятельность, свобода перемещений, советы родителям – всему этому посвящен паблик «Autonomy PROject» в фейсбуке, который ведет Центр исследований современного детства. Подписаться на него можно здесь.