Кто здесь власть?
На страхи и предубеждения родителей влияет многое: от представления о районе и того, что пишут в газетах – до возраста и пола детей. Кстати, как показали исследования, с полом не всё так однозначно: да, мальчики пользуются большей свободой, чем девочки, но только до определенного момента. Когда уже позволена «независимая мобильность», как это называет наука, у девочек в среднем позже комендантский час и больше поблажек. Объясняется это тем, что девочки в детстве, как правило, были послушнее и прилежнее «соблюдали родительские правила» – заслужили больше бонусов для свободной жизни.
В целом «борьба за свободу» в семьях развивается примерно одинаково: подростки требуют большего, прощупывают возможности, а родители им постепенно уступают. Здесь важно правильно дозировать свободу и не «тормозить». Распространенная проблема: возраст гулять самому подошел, родители на словах поддержали готовность ребенка, научили правилам безопасного поведения и... все никак не отпускают в «одиночное плавание». В такой ситуации ребенок «переживает это как избыточный контроль, завидует сверстникам и либо смиряется, снижая свое субъективное благополучие, либо учиться обманывать, снижая уровень доверия в семье», – сказано в статье.
Нельзя назвать точный срок – когда пора разрешать, а когда еще рано. Но бывают разные стратегии. Это может быть поведенческий контроль, когда ребенку говорят: «Чтобы в десять был дома!», или манипулятивный контроль, который выглядит примерно так: «Когда ты приходишь слишком поздно, у меня болит сердце!». Последний гораздо хуже – предупреждают эксперты: повышает риск депрессий у подростков, снижает самооценку и даже грозит снижением успеваемости в школе. Похоже, оптимально наблюдать за готовностью ребенка и постепенно давать ему возможность осваивать новые навыки, сначала под присмотром родителей, а потом и без.
Отдельно сказано об опасности трекеров, приложений на телефоне, других средств слежения. Только кажется, что они делают родительский контроль «нейтрально-инструментальным» и более удобным. «Это не совсем так: дети лишаются навыков и возможности получить доверенную им родителями, а не «украденную» свободу. Они учатся обходить технические приспособления для контроля, попутно наращивая количество секретов и обманов взамен доверия», – сказано в статье.
Полный текст можно прочитать здесь.
Самостоятельность, свобода перемещений, советы родителям – всему этому посвящен паблик «Autonomy PROject» в фейсбуке, который ведет Центр исследований современного детства. Подписаться на него можно здесь.
Бочавер Александра Алексеевна
Центр исследований современного детства: Научный сотрудник
Павленко Ксения Викторовна
Центр исследований современного детства: Аналитик
Поливанова Катерина Николаевна
Центр исследований современного детства: Научный руководитель