• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Взрослым нужен шанс на другую профессию

Годы после университета – самые сложные: выпускник сталкивается с «асфальтом реальности» и понимает, что, может быть, выбрал не ту профессию. Переучиться, вроде, и не поздно, но как это сделать? На открытом семинаре ВШЭ по образованию Михаил Янович, руководитель «Яндекс.Практикум», рассказал об опыте создания площадки «второго шанса», рассчитанной на тех, кто разочаровался в своей специальности.

Взрослым нужен шанс на другую профессию

Традиционные онлайн-проекты для взрослых во многом рассчитаны на тех, кого можно назвать «когнитивными атлетами».  Они четко знают, чему и зачем учиться, и умеют себя организовать. В отличие от них, «Яндекс.Практикум» задумывался как проект для всех – людей с разным образовательным и карьерным опытом. И тех, кто понимает, куда двигаться, и тех, кому пока трудно сориентироваться и решиться на перемены.   

Мы остановились на японской концепции икигай. Человек счастлив и результативен в работе, если ему удается жить на этом пересечении четырех областей: делает то, что любит, что нужно людям, за что платят и в чем он силен.

Михаил Янович,
руководитель «Яндекс.Практикум» 

Программы создавались в расчете на тех, кто чувствует себя заложниками ситуации, у кого нет готовых сценариев, как вынырнуть из рутины. Для них начали отстраивать систему, которая помогает не только научиться чему-то принципиально новому, но и трудоустроиться. Она построена на симуляторах по каждой конкретной профессии и наставничестве.

Симулятор устроен так, чтобы человек вышел из ситуации приобретенной беспомощности: «Не справлюсь», «Это могут только программисты» и т.д. Главными нашими задачами были раскрыть любой сложный контент понятно, увлекательно и создать систему микропобед: каждые 15 минут пользователь понимает, что именно он освоил.

Таким образом за 8 – 12 месяцев многими профессиями можно овладеть на «юниорском уровне». Этого будет достаточно для старта карьеры. Дальше может понадобиться большее погружение в теоретические основы, но, как правило, выпускник уже может регулировать это сам. У него для этого новые финансовые возможности и самочувствие. И, конечно, с помощью такой методики нельзя освоить профессии, построенные на хардскиллс – условно, летчика или хирурга.

Еще одной составляющей стал карьерный трекинг. С его помощью помогают перейти из состояния «Я учусь» в «Я общаюсь с работодателем и заказчиком». На первых собеседованиях неизбежны отказы – в группах студенты обсуждают опыт связанного с ними дискомфорта. Наставники готовят к работе в новом коллективе.

Мы переложили компетенции в конкретные поведенческие алгоритмы. Например, как прийти к руководителю оптимальным образом, собрать бриф на задачу. Не заспамливать его, не задавать глупых вопросов, но и не бояться спрашивать. В традиционном образовании слишком мало брифов, которые иммунизируют выпускника, делая комфортным переход на новую работу. 

Один из вопросов, вызвавших дискуссию, касался стоимости подобных программ. Поскольку они рассчитаны на тех, кто не состоялся в профессии, то и зарплаты у потенциальных клиентов, как правило, небольшие. «Яндекс.Практикум» как коммерческий проект искал золотую середину и остановился на модели, когда месяц обучения должен стоить около четверти от среднероссийской зарплаты, а полные расходы на курс – отбиваться за несколько месяцев работы по новой специальности. Но чтобы подобные проекты смогли помочь малоимущим, в перспективе их стоило бы субсидировать из тех статей региональных бюджетов, которые предназначены на борьбу с безработицей.    

Видеозапись семинара можно посмотреть здесь.

Подписаться на анонсы следующих семинаров можно здесь.