• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«ЭКО» или автомат Калашникова?

Куда стремится образование обсудили на Открытом семинаре ВШЭ.

Инициатива Global Education Futures охватила более 40 передовых образовательных организаций по всему миру. В том числе, исследование включало глубинные интервью их лидеров с целью прояснить возможности и перспективы образовательных систем. Выводами международной группы ученых поделился эксперт центра трансформации образования СКОЛКОВО Павел Лукша. Разбираемся, почему «не нужно держаться за  грубые чертежи, за стандарты, за правила игры».

«ЭКО» или автомат Калашникова?

Миру настала VUCA

Прошлой весной за шесть недель более полутора миллиарда человек перешли на удаленное обучение. Пандемия всех погрузила в ситуацию растущей сложности и стратегической неопределенности, все это называют VUCA-миром. Экономика пересобирается, традиционные способы производства уходят в зону автоматизированных решений. Зарождается общество участия, основанное на уникальности каждого человека и культивации человеческих сообществ. Государства-флагманы на Западе и Востоке начинают формировать методики управления сложностью, они связаны с известным кибернетическим принципом необходимого разнообразия управляющей системы. 

Новые модели образования возникают на наших глазах.  Множество игроков вместе создают форматы персонального и совместного обучения в течение всей жизни. Налаживаются мосты и наращиваются связи, нарабатываются паттерны и способы поведения. Альтернативные образовательные проекты занимают свое место и теснят традиционные практики. Города и регионы осмысливают себя как территории развития человека. При этом все игроки группируются не вокруг цели улучшения образования или академических показателей, они решают в первую очередь системные, социальные задачи. 


Пример дает природа

В основе новых форм организации образования лежат принципы живых систем, которые существуют в природе. Они представляют собой дистиллят опыта самоорганизующейся деятельности, которая происходит на нашей планете в течение примерно четырех с половиной миллиардов лет. Благодаря ней возникли, например, тропические леса и коралловые рифы с их симбиозом живых организмов. Развитие таких сложных систем не хаотичный процесс, в нем есть свой ритм, свои закономерности, которые поддерживаются специальными видами. Они в конечном итоге и создают пространство для общего развития. 

Успешные экосистемы словно закованы в новую «культурную броню»‎. Все они существуют вокруг объединяющей истории, которая вдохновляет людей на постоянное взаимодействие и наполняет глубоким смыслом их деятельность. Сотрудничество и конкуренция становятся важными элементами системы, которая поддерживает жизненный тонус и усиливают потенциал каждого участника. Иногда это называют логикой системного резонанса. 


Очень личное развитие  

Экосистемы не конструируют, их растят. Организаторы здесь решают задачи родителей. Они выступают катализаторами развития всей системы, создают среду и движутся вслед за потоком. В наиболее успешных технологических системах постепенно вырастает слой, который помогает выращивать и подбирать таланты. Независимые игроки как бы передают пас друг другу. Возникает множество, скажем так, точек стечения благоприятных обстоятельств.

«Одна из лучших метафор предложена две с половиной тысячи лет назад в трактате Лао-Цзы. Это идея об императоре, который лучше императора. Правитель, которого никто не видит, но все знают, что он есть»‎

Павел Лукша
Эксперт центра трансформации образования СКОЛКОВО

Но экосистемный подход оказывается сложным делом. Самый мощный блок формируют личные паттерны, считает руководитель Лаборатории инноваций в образовании ВШЭ Диана Королева. Например, исследование, проведенное среди российских инноваторов, показывает, что менее всего люди готовы именно к сотрудничеству. Как и при любых больших переходах в истории цивилизации, он требует изменений мышления каждого.

«Сами по себе инноваторы, которые являются агентными участниками сообщества, суперактивные, но пока они не готовы ни создавать экосистемы, ни действовать в них. И главное препятствие этому - отсутствие горизонтальных связей. Включается выработанный годами механизм, что все мы, прежде всего, конкуренты. Мы - в своей коробочке»‎

Королева Диана Олеговна
Руководитель Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ


Образование значит процветание

Экосистемный подход интегрирует образование в повестку более широких изменений, более широких трендов. Проводит человека через разные типы взаимодействий, практик. Если мы обеспечиваем разнообразие и способны сопровождать большее число людей по индивидуальным траекториям персонализированным во взаимодействии, то это может привести к позитивным социальным изменениям. Образование эффективно только тогда, когда способствует процветанию общества, территорий, где живут люди, всего мира в целом. 

«Овладение таким способом взаимодействия позволит нам переопределить неопределенность, которая нас пугает. Это поможет преодолеть нам страх перед любыми изменениями. Не бояться того, что вот, соберем "машинку"‎, а она вдруг сломается. Живая система постоянно эволюционирует. Что-то выпадает, что-то добавляется. Нам не нужно держаться за эти грубые чертежи, за эти стандарты, за эти правила игры. Давайте признаем раз и навсегда, что природа изменчива. И надо учиться с этой мыслью, привыкая к постоянной изменчивости. А если просто все время и достраивать старую систему, то выйдет, как в анекдоте: как ни собирай - все получается автомат Калашникова»‎, - резюмирует Лукша.