Пандемия выводит колледжи из себя. Среднему профессиональному образованию нужны кооперация и новые модели управления — по итогам Открытого семинара ВШЭ
Жесткий экзамен тотального дистанта
Пандемия с одной стороны катализировала процесс цифровизации СПО, когда срочно пришлось организовывать дистанционное обучение студентов, с другой – устроила проверку качества принятия решений и стратегического видения руководства образовательных организаций.
«Выиграли те колледжи, в которых заранее озаботились не только оснащением учебного процесса компьютерной техникой и подключением к широкополосному интернету, но и созданием новых рабочих мест для профильных специалистов информационных технологий и оцифровыванием учебных программ и методик».
Например, в Подмосковье еще до пандемии во всех организациях СПО обновили оборудование, создали специальную региональную цифровую платформу. Были разработаны 450 курсов, входящих в программы СПО по разным укрупненным группам. Платформа систематически наполнялась контентом. В критический момент образовательные ресурсы Подмосковья оказались широко востребованы другими субъектами Российской Федерации.
Узкие места широкополосного интернета
Большая часть программ СПО плохо поддержана цифровым контентом до настоящего времени. Его производство связано с большими финансовыми издержками, которые не окупаются из-за дробности аудитории. Преодолеть это “бутылочное горлышко” возможно с помощью кооперации между регионами, считают эксперты.
«Не надо смешивать дистанционное обучение и цифровую трансформацию. Это не тождественные понятия. В большинстве своем оцифровывается традиционная классно-урочная технология, отчего неэффективность только возрастает. Цифровизация предполагает кардинальные изменения в самих методиках преподавания».
Владимир Блинов
Директор Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС
Сформировался и будет усиливаться запрос на методистов, специалистов информационных технологий, системных администраторов. Целые отрасли технологизируют свои процессы, что формирует новую потребность на соответствующие специализации, этот спрос растет в геометрической прогрессии.
Есть направления обучения, перевод которых в дистант невозможен даже при условии успешного внедрения новых информационных технологий. Например, в обучении сестринскому делу после обучения на симуляторах все равно необходим доступ к реальным пациентам.
Общее дело цифровой трансформации
Сегодня на первый план выходят не столько финансовые вопросы, сколько способность управленцев качественно перестроить свою работу в ситуации быстрой трансформации образовательного процесса. Полезными здесь оказываются учебные практики движения Worldskills.
«В системе цифровизации образования должны появляться новые управленцы. И это не те люди, которые 10 лет назад грамотно закупили компьютерное оборудование. Это новый тип специалистов, которые должны мыслить по-другому, управлять по-другому. Старыми методами в современную эпоху работать невозможно, неэффективно».
Абанкина Ирина Всеволодовна
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании
Эксперты отмечают важную роль руководителей регионов, на уровне которых принимаются ключевые организационные, технологические и методические решения: « Они могут и должны оказывать помощь в повышении качества образовательных программ в колледжах, а значит способствовать им получать статус не только местных, но региональных и даже межрегиональных образовательных организаций.»
Запись встречи доступна по ссылке.
Презентация (PPTX, 338 Кб)
Дудырев Федор Феликсович
Директор Центра развития навыков и профессионального образования