• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Пандемия выводит колледжи из себя. Среднему профессиональному образованию нужны кооперация и новые модели управления — по итогам Открытого семинара ВШЭ

Что такое хорошо, и что такое плохо в новой цифровой реальности, выясняли на кейсах регионов, которые считаются признанными лидерами в среднем профессиональном образовании. Эксперты Центра развития навыков и профессионального образования ВШЭ провели серию интервью с представителями органов исполнительной власти, директорами и преподавателями колледжей Республики Татарстан, Белгородской и Московской областей. Оказалось, цифровизация — это не компьютеры и Интернет, в первую очередь, это перестройка мозгов.

Пандемия выводит колледжи из себя. Среднему профессиональному образованию нужны кооперация и новые модели управления — по итогам Открытого семинара ВШЭ

Жесткий экзамен тотального дистанта 

Пандемия с одной стороны катализировала процесс цифровизации СПО, когда срочно пришлось организовывать дистанционное обучение студентов, с другой – устроила проверку качества принятия решений и стратегического видения руководства образовательных организаций.

«Выиграли те колледжи, в которых заранее озаботились не только оснащением учебного процесса компьютерной техникой и подключением к широкополосному интернету, но и созданием новых рабочих мест для профильных специалистов информационных технологий и оцифровыванием учебных программ и методик».

Дудырев Федор Феликсович
Директор Центра развития навыков и профессионального образования

Например, в Подмосковье еще до пандемии во всех организациях СПО обновили оборудование, создали специальную региональную цифровую платформу. Были разработаны 450 курсов, входящих в программы СПО по разным укрупненным группам. Платформа систематически наполнялась контентом. В критический момент образовательные ресурсы Подмосковья оказались широко востребованы другими субъектами Российской Федерации.


Узкие места широкополосного интернета

Большая часть программ СПО плохо поддержана цифровым контентом до настоящего времени. Его производство связано с большими финансовыми издержками, которые не окупаются из-за дробности аудитории. Преодолеть это “бутылочное горлышко” возможно с помощью кооперации между регионами, считают эксперты.

«Не надо смешивать дистанционное обучение и цифровую трансформацию. Это не тождественные понятия. В большинстве своем оцифровывается традиционная классно-урочная технология, отчего  неэффективность только возрастает. Цифровизация предполагает кардинальные изменения в самих методиках преподавания».

Владимир Блинов
Директор Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС

Сформировался и будет усиливаться запрос на методистов, специалистов информационных технологий, системных администраторов. Целые отрасли технологизируют свои процессы, что формирует новую потребность на соответствующие специализации, этот спрос растет в геометрической прогрессии.

Есть направления обучения, перевод которых в дистант невозможен даже при условии успешного внедрения новых информационных технологий. Например, в обучении сестринскому делу после обучения на симуляторах все равно необходим доступ к реальным пациентам.

   

Общее дело цифровой трансформации

Сегодня на первый план выходят не столько финансовые вопросы, сколько способность управленцев качественно перестроить свою работу в ситуации быстрой трансформации образовательного процесса. Полезными здесь оказываются  учебные практики движения Worldskills. 

«В системе цифровизации образования должны появляться новые управленцы. И это не те люди, которые 10 лет назад грамотно закупили компьютерное оборудование. Это новый тип специалистов, которые должны мыслить по-другому, управлять по-другому. Старыми методами в современную эпоху работать невозможно, неэффективно».

Абанкина Ирина Всеволодовна
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании

Эксперты отмечают важную роль руководителей регионов, на уровне которых принимаются ключевые организационные, технологические и методические решения: « Они могут и должны оказывать помощь в повышении качества образовательных программ в колледжах, а значит способствовать им получать статус не только местных, но региональных и даже межрегиональных образовательных организаций.» 

Запись встречи доступна по ссылке.

Презентация (PPTX, 338 Кб)