• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Что для искусства хорошо, то для математики — нет

Эксперты выяснили, как социальные и эмоциональные навыки связаны с успехами школьников

Как социальное и эмоциональное развитие детей помогает осваивать школьную программу, почему для благополучия нужен оптимизм и что помогает противостоять буллингу, выяснило масштабное международное исследование под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития в 2019 году. Эксперты опросили учащихся 10 и 15 лет, их родителей и учителей в 10 крупнейших мегаполисах мира в 9 странах. В Москве проект вели сотрудники Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ в партнерстве с Московским Центром Качества Образования Основные итоги проекта представил на открытом семинаре Инобра руководитель направления образования и навыков, специальный советник по образовательной политике генерального секретаря ОЭСР Андреас Шлейхер.

Что для искусства хорошо, то для математики — нет

Не все навыки одинаково полезны 

Исследование показало, что одни и те же навыки могут по-разному влиять на успеваемость по различным предметам обучения. 

Наиболее продуктивными для учебы оказались любознательность и настойчивость. И именно они, а также доверие, то есть отсутствие боязни школьников перед своими сверстниками и учителем допустить ошибку, больше всего помогают в освоении математических дисциплин. А вот общительность и креативность, напротив, мешают успехам в математике. Зато хорошо помогают осваивать учебные предметы, связанные с искусством. 

«Социальное и эмоциональное развитие является другой стороной образования и тоже влияет на усвоение знаний по предметам, а кроме того, тесно взаимосвязано с общей удовлетворенностью жизнью, социальным благополучием. Некогнитивные навыки абсолютно необходимы в современном мире», — говорит Андреас Шлейхер. 

 

Возраст имеет значение 

Сравнивая результаты опроса, ученые пришли к выводу, что уровень развития социально-эмоциональных навыков в большей степени связан с возрастом, а не с полом. 

У 10-летних школьников в гендерном отношении различия минимальны. Мальчики чуть энергичнее и стрессоустойчивее, девочки проявляют немного больше эмпатии и способностей к кооперации. У 15-летних картинка меняется. Мальчики начинают демонстрировать большую стрессоустойчивость, самоконтроль, энергичность и социальность. Девочки сохраняют эмпатию и толерантность. 

Однако у всех 10-летних школьников, независимо от пола, уровень развития большинства социоэмоциональных навыков существенно выше, чем у 15-летних. «Возможно, это характерная особенность старшеклассников, когда подросткам становится труднее общаться со сверстниками, они в это время более озабочены своим внутренним миром», — поясняет Екатерина Орел, старший научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ. 

«Важно рассматривать в дальнейших исследованиях не только положительные, но и отрицательные навыки. Нельзя не увидеть негативную тенденцию к распространению деструктивного поведения, к депрессивности в подростковой среде. Как это влияет на учебу, на благополучие, на удовлетворенность жизнью? Изучить это очень интересно»

Подольский Андрей Ильич
Заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, почётный доктор Хельсинского университета, профессор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ


Оптимизм против буллинга 

Во всех мировых центрах, в том числе и в Москве, школьники оказались вполне довольны своим благополучием. Тесную связь с ним показали такие эмоциональные навыки, как оптимизм и энергичность. Исследователи отмечают, что оптимизм не возникает в человеке сам по себе. Это навык, который формирует позитивный взгляд на жизнь. Его можно и нужно развивать, в том числе и в школе. 

«Исследование показывает, что комплексное развитие личности может стать залогом безопасности ребенка в школьной среде. Оно дает научную основу для корректировки учебной и воспитательной работы в школе с тем, чтобы развивать социально-эмоциональные навыки у учащихся». 

Орел Екатерина Алексеевна
Центр психометрики и измерений в образовании: Старший научный сотрудник


Образовательное неравенство: новое измерение 

Социально-эмоциональные навыки, помимо социально-экономического статуса, академических достижений, становятся новым измерением в исследовании неравенства в образовании. Результаты опросов показывают, что во всех возрастных группах уровень некогнитивных навыков (особенно ответственности и эмпатии) выше там, где дети растут в благополучных в социально-экономическом отношении семьях. При этом в семьях 15-летних школьников этот разрыв только увеличивается. 

Благополучные семьи не только могут дать лучшее образование своим детям, но и способствуют развитию у них более высоких уровней soft-skills, что являются преимуществом и в учебе, и в дальнейшем профессиональном росте. Такое положение дел снова поднимает проблему образовательного неравенства. Результаты исследования могут быть использованы государством для внесения изменений в образовательную политику и стать предметом дальнейшего изучения.

«Полученные нами данные важны для социальной сплоченности, ведь надо понять, что держит наше общество вместе. У нас есть социальный капитал – наша семья, друзья. Но в образовании нам важно создавать мосты между нами и людьми, которые думают иначе, которые отличаются от нас, выстраивать сильные социальные связи. Нужно формировать чувство гражданской вовлеченности, чтобы люди брали на себя ответственность за свои сообщества, за планету».

Андреас Шлейхер
Специальный советник по образовательной политике генерального секретаря Организации экономического сотрудничества и развития

Просмотр семинара доступен  по ссылке.