Что для искусства хорошо, то для математики — нет
Как социальное и эмоциональное развитие детей помогает осваивать школьную программу, почему для благополучия нужен оптимизм и что помогает противостоять буллингу, выяснило масштабное международное исследование под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития в 2019 году. Эксперты опросили учащихся 10 и 15 лет, их родителей и учителей в 10 крупнейших мегаполисах мира в 9 странах. В Москве проект вели сотрудники Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ в партнерстве с Московским Центром Качества Образования Основные итоги проекта представил на открытом семинаре Инобра руководитель направления образования и навыков, специальный советник по образовательной политике генерального секретаря ОЭСР Андреас Шлейхер.
Не все навыки одинаково полезны
Исследование показало, что одни и те же навыки могут по-разному влиять на успеваемость по различным предметам обучения.
Наиболее продуктивными для учебы оказались любознательность и настойчивость. И именно они, а также доверие, то есть отсутствие боязни школьников перед своими сверстниками и учителем допустить ошибку, больше всего помогают в освоении математических дисциплин. А вот общительность и креативность, напротив, мешают успехам в математике. Зато хорошо помогают осваивать учебные предметы, связанные с искусством.
«Социальное и эмоциональное развитие является другой стороной образования и тоже влияет на усвоение знаний по предметам, а кроме того, тесно взаимосвязано с общей удовлетворенностью жизнью, социальным благополучием. Некогнитивные навыки абсолютно необходимы в современном мире», — говорит Андреас Шлейхер.
Возраст имеет значение
Сравнивая результаты опроса, ученые пришли к выводу, что уровень развития социально-эмоциональных навыков в большей степени связан с возрастом, а не с полом.
У 10-летних школьников в гендерном отношении различия минимальны. Мальчики чуть энергичнее и стрессоустойчивее, девочки проявляют немного больше эмпатии и способностей к кооперации. У 15-летних картинка меняется. Мальчики начинают демонстрировать большую стрессоустойчивость, самоконтроль, энергичность и социальность. Девочки сохраняют эмпатию и толерантность.
Однако у всех 10-летних школьников, независимо от пола, уровень развития большинства социоэмоциональных навыков существенно выше, чем у 15-летних. «Возможно, это характерная особенность старшеклассников, когда подросткам становится труднее общаться со сверстниками, они в это время более озабочены своим внутренним миром», — поясняет Екатерина Орел, старший научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ.
«Важно рассматривать в дальнейших исследованиях не только положительные, но и отрицательные навыки. Нельзя не увидеть негативную тенденцию к распространению деструктивного поведения, к депрессивности в подростковой среде. Как это влияет на учебу, на благополучие, на удовлетворенность жизнью? Изучить это очень интересно»
Оптимизм против буллинга
Во всех мировых центрах, в том числе и в Москве, школьники оказались вполне довольны своим благополучием. Тесную связь с ним показали такие эмоциональные навыки, как оптимизм и энергичность. Исследователи отмечают, что оптимизм не возникает в человеке сам по себе. Это навык, который формирует позитивный взгляд на жизнь. Его можно и нужно развивать, в том числе и в школе.
«Исследование показывает, что комплексное развитие личности может стать залогом безопасности ребенка в школьной среде. Оно дает научную основу для корректировки учебной и воспитательной работы в школе с тем, чтобы развивать социально-эмоциональные навыки у учащихся».
Орел Екатерина Алексеевна
Центр психометрики и измерений в образовании: Старший научный сотрудник
Образовательное неравенство: новое измерение
Социально-эмоциональные навыки, помимо социально-экономического статуса, академических достижений, становятся новым измерением в исследовании неравенства в образовании. Результаты опросов показывают, что во всех возрастных группах уровень некогнитивных навыков (особенно ответственности и эмпатии) выше там, где дети растут в благополучных в социально-экономическом отношении семьях. При этом в семьях 15-летних школьников этот разрыв только увеличивается.
Благополучные семьи не только могут дать лучшее образование своим детям, но и способствуют развитию у них более высоких уровней soft-skills, что являются преимуществом и в учебе, и в дальнейшем профессиональном росте. Такое положение дел снова поднимает проблему образовательного неравенства. Результаты исследования могут быть использованы государством для внесения изменений в образовательную политику и стать предметом дальнейшего изучения.
«Полученные нами данные важны для социальной сплоченности, ведь надо понять, что держит наше общество вместе. У нас есть социальный капитал – наша семья, друзья. Но в образовании нам важно создавать мосты между нами и людьми, которые думают иначе, которые отличаются от нас, выстраивать сильные социальные связи. Нужно формировать чувство гражданской вовлеченности, чтобы люди брали на себя ответственность за свои сообщества, за планету».
![](/mirror/pubs/share/cover/thumb/532441759x60x60.jpeg)
Андреас Шлейхер
Специальный советник по образовательной политике генерального секретаря Организации экономического сотрудничества и развития
Просмотр семинара доступен по ссылке.
Центр психометрики и измерений в образовании: Старший научный сотрудник
Все новости автора
Подольский Андрей Ильич
Заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, почётный доктор Хельсинского университета, профессор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ