Московские учителя слишком держатся за традиции – исследование МЭШ показало, что эксперименты и новые формы урока – в дефиците
На вторничном семинаре Инобра выступила Олеся Лукашук, директор Института содержания, методов и технологий образования МГПУ, заместитель председателя экспертного совета МЭШ. Она рассказала об итогах тематического анализа контента библиотеки электронной школы, семантического анализа тематического каркаса и особенностях межпредметных разработок.
Портрет из тысяч уроков
МЭШ родилась пять лет назад и задумывалась как конструктор для создания открытого качественного контента, доступного всем учителям и школьникам Москвы..
Среди учителей, загружающих свои уроки в МЭШ, больше всего преподавателей английского – это если ориентироваться на абсолютные цифры. А по доле педагогов-разработчиков лидируют учителя информатики, географии и истории. Кстати, загрузить материал может любой человек – не обязательно московский учитель (8% авторов работают в других регионах) и даже не обязательно дипломированный педагог. Две трети материалов загружают для личного использования, треть отправляется в открытый доступ, но перед этим материал проходит процедуру модерации. До публикации в итоге доходит пятая часть.
«Мы взяли для изучения разные по востребованности сценарии, чтобы посмотреть не только самые популярные. Пришли к выводу, что популярный контент не всегда самый качественный. Есть очень интересные, но невостребованные уроки – или темы сложные, или подача непривычна учителю».
Хромают цели, мотивы и рефлексия
Исследователи обратили внимание на то, какова структура выложенных в МЭШ уроков. Подавляющее большинство устроены традиционно – организационный этап, мотивация, целеполагание, изучение нового, закрепление, рефлексия. При этом такие элементы урока, как мотивация, целеполагание, актуализация, часто организованы формально.
«Если говорить о целеполагании, то, к сожалению в 65% материалов оно отсутствует вообще, учитель начинает сразу с темы урока. В 30% уроков цель обозначается учителем на слайдах. И только в 5% случаев учитель предлагает ученикам совместно или самостоятельно сформулировать цель урока».
![](/mirror/pubs/share/thumb/605374290:c389x389+20+1:r60x60!.jpeg)
Олеся Лукашук
Директор ИСМиТО МГПУ
С мотивацией тоже все непросто: в половине случаев мотивационный этап отсутствует, в небольшой части материалов представлено решение организовать обсуждение вокруг интересных фактов. Актуализация проводится чаще всего в форме проверки остаточных знаний в начале урока и не всегда связана с новой темой.
Подача нового материала организована, как правило, с применением объяснительно-иллюстративного метода. Однако в 5% уроков наблюдаются элементы подачи материала в форме исследовательской или проектной деятельности.
Рефлексия организуется чаще всего как анализ эмоциональной оценки урока, используются опросы, анкеты с готовыми ответами. «Форм содержательной рефлексии мало, наверное, у учителей не хватает времени, чтобы обеспечить полноценную обратную связь по итогам изученного материала», – считает докладчик.
От отдельных уроков к сценариям темы
В обсуждениях с учителями результатов исследования выдвигались предположения о том, что развернуть в рамках отдельного урока все ценностные этапы учебной деятельности сложно, скорее, это будет приводить к формальности. А вот в рамках развертывания изучения темы или модуля, скорее всего, удастся подойти к этому более осмысленно. Такая инициатива московских учителей была поддержана, и в МЭШ появился с 1 сентября новый тип контента – сценарий темы. К сегодняшнему дню уже загружено около 600 единиц такого материала. В нем просматривается структура, в которой есть место и целеполаганию, и мотивации, и содержательной рефлексии.
Есть идеи, как организовать материал, чтобы он «заиграл» по-новому и обеспечил глубокое понимание материала, развитие важных современных компетенций.
«Есть предположение, что одним из препятствий для учителя в разработке контента, предполагающую субъектность школьника, является сильная привязанность к подходам подачи материала, представленным в учебниках. Для того, чтобы изменить эту позицию, необходимо новое содержание, которое учитель будет конструировать самостоятельно. Появиться это содержание может, например, вокруг общих для разных предметов понятий».
![](/mirror/pubs/share/thumb/605374382:c404x404+15+0:r60x60!.jpeg)
Олеся Лукашук
Директор ИСМиТО МГПУ
Семантический анализ тематического каркаса (около 16 тысяч дидактических единиц) показал порядка 200 общих понятий. Например: человек, система, вид... Можно попробовать именно на их основе выстраивать межпредметные и метапредметные связи, обеспечить более глубокое понимание учебного материала, выход за рамки предметного поля. Возможно, в этом ключ к новым решениям в конструировании содержания образования и разгрузке школьников в условиях непрерывного роста объема информации.
В МЭШ есть попытки межпредметных разработок, но пока чаще формальные. Например, урок о теореме Пифагора, где элементы математики соединяются с историей (биография Пифагора, его эпоха) и литературой (анализ стихотворения). Немножко одного, другого – получается квази-межпредметный подход, но учителя часто именно так представляют себе это содержание.
МЭШ нужно больше открытости и амбиций
Заслуженный профессор Вышки Анатолий Каспржак назвал МЭШ отличным хранилищем готовых уроков, но задал ряд проблемных вопросов о будущем этого проекта.
«Главный вопрос: кому адресована МЭШ? Сейчас – учителю. Это тупик. Учитель консервативен по своей природе, и все претензии относительно малой доли инновационных уроков здесь бессмысленны. Поверьте, доля, которую вы озвучили – это еще большая, это значит, была активная модерация. Учителя склонны к штампу. Если у нас стандарт исповедует деятельный подход, может, пора сделать адресатом и ученика, и родителя?»
Каспржак Анатолий Георгиевич
Департамент образовательных программ: Профессор
Он предложил рассмотреть вики-подход – открытость к модерации пользователями и внешним ресурсам: «Может, дополнять библиотеку внешними источниками, ссылками? Энтропия в закрытом пространстве повышает риск хаоса». Предложение допустить к модерации широкий круг пользователей основано на том, что «отборочная команда инновационна только до тех пор, пока эти люди сами работают учителями».
Анатолий Каспржак предложил подумать о механизмах обратной связи для учеников, которые сообщали бы об уровне их достижений по их инициативе – в том числе в форме тестовых заданий.
Директор калининградской «Школы будущего» Алексей Голубицкий поддержал идею искать большие темы для того, чтобы положить их в основу межпредметных связей в библиотеке МЭШ: «До 20 – 25 % времени можно сэкономить таким образом. Даже в советской школе, в которой я учился, несмотря на административное давление математик с физиком договаривались, переставляли темы, чтобы подвести одну к другой. Теперь это тем более можно делать, чтобы помочь ученикам взглянуть не на отдельные предметы, а на целое»
«Абсолютно уверен, что у таких проектов, как МЭШ, может быть больше амбиций. Не сотворить методический костыль для хромого учителя, а постараться задать некий новый стандарт. Но для этого нужен четкий образ результата, а я его пока не почувствовал. Если задаться этой целью на уровне критериев отбора, МЭШ может стать мощнейшим инструментом развития московского, да и российского образования».
![](/mirror/pubs/share/thumb/605375317:c799x799+60+0:r60x60!.jpeg)
Алексей Голубицкий
Директор «Школы будущего», Калининград
Презентация (PDF, 5.42 Мб)
Олеся Лукашук
Директор ИСМиТО МГПУ