• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Московские учителя слишком держатся за традиции – исследование МЭШ показало, что эксперименты и новые формы урока – в дефиците

Сегодня Московская электронная школа (МЭШ) – альфа и омега столичного образования. Этот ресурс использует в своей работе каждый учитель. Кто-то только на уровне электронных журналов и дневников, а кто-то пользуется библиотекой сценариев и материалов уроков, которая за эти годы разрослась до колоссальных объемов. Более 20 тысяч педагогов загрузили в систему свои разработки. Эти данные позволяют исследовать их практики и составить портрет столичного образования.

На вторничном семинаре Инобра выступила Олеся Лукашук, директор Института содержания, методов и технологий образования МГПУ, заместитель председателя экспертного совета МЭШ. Она рассказала об итогах тематического анализа контента библиотеки электронной школы, семантического анализа тематического каркаса и особенностях межпредметных разработок.

Московские учителя слишком держатся за традиции – исследование МЭШ показало, что эксперименты и новые формы урока – в дефиците

Портрет из тысяч уроков

МЭШ родилась пять лет назад и задумывалась как конструктор для создания открытого качественного контента, доступного всем учителям и школьникам Москвы..

Среди учителей, загружающих свои уроки в МЭШ, больше всего преподавателей английского – это если ориентироваться на абсолютные цифры. А по доле педагогов-разработчиков лидируют учителя информатики, географии и истории. Кстати, загрузить материал может любой человек – не обязательно московский учитель (8% авторов работают в других регионах) и даже не обязательно дипломированный педагог. Две трети материалов загружают для личного использования, треть отправляется в открытый доступ, но перед этим материал проходит процедуру  модерации. До публикации в итоге доходит пятая часть. 

«Мы взяли для изучения разные по востребованности сценарии, чтобы посмотреть не только самые популярные. Пришли к выводу, что популярный контент не всегда самый качественный. Есть очень интересные, но невостребованные уроки – или темы сложные, или подача непривычна учителю».  

Олеся Лукашук
Директор ИСМиТО МГПУ

Хромают цели, мотивы и рефлексия

Исследователи обратили внимание на то, какова структура выложенных в МЭШ уроков. Подавляющее большинство устроены традиционно – организационный этап, мотивация, целеполагание, изучение нового, закрепление, рефлексия. При этом такие элементы урока, как мотивация, целеполагание, актуализация, часто организованы формально.

«Если говорить о целеполагании, то, к сожалению в 65% материалов оно отсутствует вообще, учитель начинает сразу с темы урока. В 30% уроков цель обозначается учителем на слайдах. И только в 5% случаев учитель предлагает ученикам совместно или самостоятельно сформулировать цель урока».

Олеся Лукашук
Директор ИСМиТО МГПУ

С мотивацией тоже все непросто: в половине случаев мотивационный этап отсутствует, в небольшой части материалов представлено решение организовать обсуждение вокруг интересных фактов. Актуализация проводится чаще всего в форме проверки остаточных знаний в начале урока и не всегда связана с новой темой. 

Подача нового материала организована, как правило, с применением объяснительно-иллюстративного метода. Однако  в 5% уроков наблюдаются элементы подачи материала в форме исследовательской или проектной деятельности.  

Рефлексия организуется чаще всего как анализ эмоциональной оценки урока, используются опросы, анкеты с  готовыми ответами. «Форм содержательной рефлексии мало, наверное, у учителей не хватает времени, чтобы обеспечить полноценную обратную связь по итогам изученного материала», – считает докладчик. 


От отдельных уроков к сценариям темы 

В обсуждениях с учителями результатов исследования выдвигались предположения о том, что развернуть в рамках отдельного урока все ценностные этапы учебной деятельности сложно, скорее, это будет приводить к формальности. А вот в рамках развертывания изучения темы или модуля, скорее всего, удастся подойти к этому более осмысленно. Такая инициатива московских учителей была поддержана, и в МЭШ появился с 1 сентября новый тип контента – сценарий темы. К сегодняшнему дню уже загружено около 600 единиц такого материала. В нем просматривается структура, в которой есть место и целеполаганию, и мотивации, и содержательной рефлексии. 

Есть идеи, как организовать материал, чтобы он «заиграл» по-новому и обеспечил глубокое понимание материала, развитие важных современных компетенций.  

«Есть предположение, что одним из препятствий для учителя в разработке контента, предполагающую субъектность школьника, является сильная привязанность к подходам подачи материала, представленным в учебниках. Для того, чтобы изменить эту позицию, необходимо новое содержание, которое учитель будет конструировать самостоятельно. Появиться это содержание может, например, вокруг общих для разных предметов понятий».

Олеся Лукашук
Директор ИСМиТО МГПУ

Семантический анализ тематического каркаса (около 16 тысяч дидактических единиц) показал порядка 200 общих понятий. Например: человек, система, вид... Можно попробовать именно на их основе выстраивать межпредметные и метапредметные связи, обеспечить более глубокое понимание учебного материала, выход за рамки предметного поля. Возможно, в этом  ключ к новым решениям в конструировании содержания образования и разгрузке школьников в условиях непрерывного роста объема информации.

В МЭШ есть попытки межпредметных разработок, но пока чаще формальные. Например, урок о теореме Пифагора, где элементы математики соединяются с историей (биография Пифагора, его эпоха) и литературой (анализ стихотворения). Немножко одного, другого – получается квази-межпредметный подход, но учителя  часто именно так представляют себе это содержание.

МЭШ нужно больше открытости и амбиций

Заслуженный профессор Вышки Анатолий Каспржак назвал МЭШ отличным хранилищем готовых уроков, но задал ряд проблемных вопросов о будущем этого проекта. 


«Главный вопрос: кому адресована МЭШ? Сейчас – учителю. Это тупик. Учитель консервативен по своей природе, и все претензии относительно малой доли инновационных уроков здесь бессмысленны. Поверьте, доля, которую вы озвучили – это еще большая, это значит, была активная модерация. Учителя склонны к штампу. Если у нас стандарт исповедует деятельный подход, может, пора сделать адресатом и ученика, и родителя?»

Каспржак Анатолий Георгиевич
Департамент образовательных программ: Профессор

Он предложил рассмотреть вики-подход – открытость к модерации пользователями и внешним ресурсам: «Может, дополнять библиотеку внешними источниками, ссылками? Энтропия в закрытом пространстве повышает риск хаоса». Предложение допустить к модерации широкий круг пользователей основано на том, что «отборочная команда инновационна только до тех пор, пока эти люди сами работают учителями».

Анатолий Каспржак предложил подумать о механизмах обратной связи для учеников, которые сообщали бы об уровне их достижений по их инициативе – в том числе в форме тестовых заданий.

Директор калининградской «Школы будущего» Алексей Голубицкий поддержал идею искать большие темы для того, чтобы положить их в основу межпредметных связей в библиотеке МЭШ: «До 20 – 25 % времени можно сэкономить таким образом. Даже в советской школе, в которой я учился, несмотря на административное давление математик с физиком договаривались, переставляли темы, чтобы подвести одну к другой. Теперь это тем более можно делать, чтобы помочь ученикам взглянуть не на отдельные предметы, а на целое» 


«Абсолютно уверен, что у таких проектов, как МЭШ, может быть больше амбиций. Не сотворить методический костыль для хромого учителя, а постараться задать некий новый стандарт. Но для этого нужен четкий образ результата, а я его пока не почувствовал. Если задаться этой целью на уровне критериев отбора, МЭШ может стать мощнейшим инструментом развития московского, да и российского образования».

Алексей Голубицкий
Директор «Школы будущего», Калининград

Видеозапись семинара.

Презентация (PDF, 5.42 Мб)