• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Пора заглянуть в «черный ящик» университета – мы пока слишком мало знаем об образовательной успешности студента, – считает директор Инобра Евгений Терентьев


Образовательная успешность студента – не оценки в зачётке и не то, с каким результатом прошла защита диплома. Она состоит из многих компонентов, таких, например, как психологическое благополучие, и ее надо изучать, да и в принципе «видеть», чтобы решить многие проблемы высшего образования. Пока этого, кажется, не происходит – по крайней мере, в отличие от школы, образовательная успешность в вузах почти не обсуждается. Об этой проблеме и о том, как ее можно решить, рассказал директор Инобра Евгений Терентьев на Международном форуме по педагогическому образованию в Казани.

Пора заглянуть в «черный ящик» университета – мы пока слишком мало знаем об образовательной успешности студента, – считает директор Инобра Евгений Терентьев

О том, что у студентов не всё благополучно, говорят многочисленные данные, полученные в последние годы Инобром и, в частности, Центром социологии высшего образования. Евгений Терентьев назвал шесть фактов, которые беспокоят исследователей:

1. Высокий отсев в российских вузах: каждый пятый студент не доходит до диплома. В топовых университетах отсев достигает 20-30%, а ведь это «сливки», абитуриенты с самым высоким уровнем знаний и мотивацией. А во время пандемии, которая усугубила неравенство, об отчислении задумался каждый третий студент. «У нас в принципе не принято обсуждать проблему отсева, а это большие цифры, о них надо говорить. Если такое количество студентов выпадает, значит, университет как-то не так выстраивает работу», – подчеркнул Евгений Терентьев.

2. Многие исследования показали, что студенты чаще демонстрируют внешнюю мотивацию, чем внутреннюю (то есть желание учиться, добиваться каких-то конкретных результатов исходит не от самого студента, а от внешнего стимула). При этом нет позитивной динамики в процессе обучения, а некоторые исследования показывают и негативную динамику – в вуз приходят заряженные, вовлеченные студенты, но во время учебы теряют запал.

3. Навыки в процессе учебы должны становиться лучше – иначе зачем учиться? Однако и эта аксиома не совсем работает. По крайней мере, масштабное исследование инженерных вузов и факультетов России, Индии и Китая, в котором участвовал Инобр, показало неожиданный результат – уровень некоторых навыков даже падает (причем во всех трех странах). Иногда это касается даже профессиональных навыков, но чаще страдают универсальные, особенно – уровень критического мышления.

4. У высшего образования высокая отдача – вузовский диплом вдвое повышает зарплату, это хорошо, но не совсем. «Настораживает, что скорее играет роль сам факт диплома, нет связи с индикатором успеваемости. Те, кто учится лучше, вовлекается активнее, вкладывает больше в свое образование, не получает за это зарплатной премии. Почему это не работает?», – спрашивает Евгений Терентьев.

5. Тревожит и снижение академической честности: как минимум, половина студентов прибегают к разным формам мошенничества на экзаменах, плагиата и т.д.. Есть свидетельства, что эта ситуация ухудшается в условиях активного распространения дистанционных и смешанных форм обучения в период пандемии и после нее.

6. Наконец, психологическое благополучие тоже влияет на образовательную успешность. Его исследуют слишком мало, но есть данные, что до трех четвертей студентов демонстрируют признаки психологического неблагополучия (каждый пятый – серьезные).

«Эта мозаика фактов позволяет говорить о том, что над образовательной успешностью студентов надо целенаправленно работать. Если есть такие сбои, значит, есть проблемы с тем, как мы организуем обучение в вузах. Важно в этих дискуссиях отойти от традиционного взгляда, когда есть вход, «черный ящик» университета и выход из вуза, на котором мы что-то измеряем. Надо смотреть внутрь этого «черного ящика», анализировать, что в нем происходит, помогать преподавателям, в том числе, с точки зрения педагогических подходов. Задачей распаковки «черного ящика» занимается, в частности, запущенная в прошлом году зеркальная лаборатория Института образования Высшей школы экономики и Томского государственного университета», – подчеркнул Евгений Терентьев. 

При этом высшее образование нельзя обследовать с позиции «средней температуры по палате», потому что студенты приходят в вуз с разными целями, мотивами, опытом. Тем более, сейчас, когда всё больше взрослых студентов, которые не сразу идут в университет или в магистратуру после бакалавриата. В этом смысле перспективна модель, предложенная гарвардскими профессорами Говардом Гарднером и Венди Фишман (в феврале они выступали на открытом семинаре Вышки по образованию). Они выделили четыре типа ментальных моделей студентов – инерционную (человек идет в университет, потому что «так принято» и этого хочет семья), переходную (получить высшее образование, чтобы получить работу), поисковую (интересны новый опыт и связи) и трансформационную (учиться, чтобы изменить себя). В Инобре сейчас исследуют эту теорию, возможно, на ней получится построить дифференцированные подходы к проблемам образовательной успешности в вузе.   

Видеозапись выступления Евгения Терентьева можно посмотреть здесь.