• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Вперед, в 2050 – повестка в образовании меняется: новый социальный контракт, больше выбора, меньше давления рынка труда

Последний в этом учебном году вторничный семинар Инобра оказался самым масштабным. И по числу прозвучавших мнений, и по теме – обсуждали перспективы развития образования на ближайшие 20-30 лет. Поводом стал новый программный доклад ЮНЕСКО «Пересматривая наши перспективы вместе: новый социальный контракт в образовании», с которым соотносятся некоторые российские тренды. А еще – семинар приурочен к дню рождения Анатолия Пинского, нашего коллеги и реформатора образовательной системы, многие идеи и прогнозы которого воплотились в жизнь в последние годы. Семинар посвятили его памяти.

Вперед, в 2050 – повестка в образовании меняется: новый социальный контракт, больше выбора, меньше давления рынка труда

«Комплексность, с которой Пинский  подходил ко всем проблемам – одна из отличительных его черт. Он умел сочетать тренды содержания образования с экономическими механизмами, такими, как подушевое финансирование, с новыми подходами к оценке качества образования, и сегодня этот комплексный подход приносит свои плоды. И сегодня мы тоже обсуждаем в комплексе – и новую конфигурацию в дошкольном, школьном и дополнительном секторах, и серьезные тренды в среднем и высшем образовании. И содержание профессии учителя, и то, как меняется оценка достижений».

Абанкина Ирина Всеволодовна
Центр финансово-экономических решений в образовании: главный научный сотрудник

Не экономикой единой

Рассказывая о ключевых тезисах доклада ЮНЕСКО, Исак Фрумин напомнил, что таких основополагающих деклараций развития образования было всего несколько за последние 100 лет. Как раз век назад, в 1921 году в Кале, состоялась первая международная встреча, на которой обсуждалось будущее образования в мировом масштабе. Да, многие тезисы новой декларации могут прозвучать как общие слова, но это только направления – важно дискутировать о том, как их применить в том или ином национальном контексте.

«Ключевые вызовы для образования, по версии ЮНЕСКО: цифровые технологии, изменение климата, отсутствие успеха в достижении демократии, поляризация общества, неопределенные перспективы трудоустройства. Мы видим здесь и то, что активно обсуждается в нашей стране, например, «цифра», и то, что совсем не обсуждается. Но если мы не хотим отстать, то должны хотя бы разбираться, о чем речь».

Фрумин Исак Давидович
Институт образования: Главный научный сотрудник

Исак Фрумин обратил внимание, что доклад впервые всерьез включает непрерывное образование взрослых в общий контекст, и предложил обсудить, могут ли тезисы стать основой нового социального договора об образовании. По крайней мере, два ключевых принципа: обеспечение права на качественное образование на протяжении всей жизни, а не только для «школьного возраста», и рассмотрение образования как общего, а не только индивидуального блага. В связи с чем, кстати, ЮНЕСКО призывает страны увеличивать финансирование образования. Также в докладе говорится о том, что университеты должны активнее участвовать в развитии школы.

Важный тезис доклада: образование шире, чем подготовка к рынку труда. «Авторы подчеркивают, что к его требованиям в условиях рыночной экономики кто-нибудь да подготовит в любом случае. Но для общего блага надо делать акцент на экологию, демократию, межкультурные связи, на помощь образования в отказе от подозрительности, отчуждения, недоверия. Как минимум, на часть из этих идей можно посмотреть как на нетривиальные, а уже потом ругать ЮНЕСКО за банальности», – считает Исак Фрумин.

Взрослому тоже нужно право учиться

Научный руководитель Вышки Ярослав Кузьминов напомнил, что социальный договор как неписаная конвенция может быть разным. И позитивным – «высшее образование это хорошо», и негативным, который, например, сложился в позднем СССР вокруг среднего профессионального образования – «в ПТУ одни двоечники и хулиганы». Он выделил несколько новых тезисов в докладе ЮНЕСКО.

Прежде всего – то, что право на образование должно быть расширено за счет возможности учиться на протяжении всей жизни. О финансировании этого стоит подумать странам, у которых есть такая возможность, в том числе и России, потому что общество заинтересовано в том, чтобы человек обновлял квалификацию, даже если у него нет средств или «есть средства, но он хочет купить машину, а не платить за новые курсы».

Важным Ярослав Кузьминов считает и тезис о том, что каждый может участвовать в определении будущего образования как системы. Это противоречит сложившейся практике, когда образовательную политику формируют в «башне из слоновой кости» – будь то исследователи или эксперты. В докладе также предлагается обратиться к теме воспитания – это повод «подумать, поговорить, чем система образования обладает для того, чтобы воспитывать, формировать ценности, черты человека. Вообще, является ли воспитание просто формированием ценностей, или мы что-то еще хотим сформировать?»

«Интересен и разговор о выборе. В какой мере образовательная система позволяет выбирать? Мы знаем только выбор самого учащегося, а система отбора со стороны общества или учебного заведения развита слабо – допустим, в небольшом количестве селективных вузов и школ. Но если говорить только о выборе учащегося, то часто он не обладает компетенциями, чтобы выбирать, и это происходит на основе проб, ошибок, влияния семьи, случайностей. Мы говорим об этом спокойно, но любая ошибка выбора перечеркивает несколько лет жизни».

Кузьминов Ярослав Иванович
Руководство Университета: Научный руководитель

Самое важное нельзя измерить 

Как меняется российская школа и как это соотносится с идеями ЮНЕСКО – рассказали в своем докладе Алексей Обухов, Марина Пинская и Мария Лытаева. Сто лет назад в нашей стране шла ликвидация безграмотности, сегодня – огромная доля населения с высшим образованием, но школа на этом фоне поменялась не слишком принципиально, считает Алексей Обухов. Возможно, стоит подумать об изменении системы подготовки учителей. Кстати, во многих странах нет педагогического бакалавриата – специалист получает «предметную» профессию, и только затем учится в магистратуре как педагог.

«Здесь есть момент порочного круга – что мы пытаемся построить образование будущего, исходя из паттернов поведения прошлого, и надо где-то этот круг размыкать. Но где? Везде и сразу не получится. Важно, когда педагог обнаруживает, что принцип «приду и расскажу» не работает на практике, и понимает, что надо что-то менять. Надо самому учиться так, как я буду учить других  и на основе чего буду строить взаимодействие с ребенком – вот, может быть, ключ для нового подхода».

Обухов Алексей Сергеевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Ведущий эксперт

Марина Пинская обратила внимание на те тезисы доклада ЮНЕСКО, которые касаются оценивания: «Мы привыкли обсуждать оценивание в контексте проявления и фиксации образовательных результатов, но можно смотреть шире. Тем более, PISA уже меряет все, что угодно – от креативности до умения решать проблемы, и эти инструменты понемногу входят в обиход школы. Но оценивание это не только измерение конкретных результатов».

«Посмотрите, какие чеканные формулы. «Самое важное не может быть измерено и исчислено. Но это не значит, что прогресс нельзя наблюдать». «Надо сопротивляться давлению тестовых процедур с высокими ставками, так как  они усиливают конкуренцию и сокращают возможности кооперации и сотрудничества». «Приоритетом должно быть формирующее оценивание».

Марина Пинская
Доцент Межфакультетской кафедры образовательных систем и педагогических технологий МГИМО

«Очень интересна идея о взаимодействии школы и университета. В таком случае роль вуза не ограничивается только подготовкой педагога. Действительно, мы не можем только сформировать учителя и остаться равнодушными к его развитию дальше. Было бы здорово, если бы университеты становились образовательными кластерами. Словом, до 2050-го есть, чем заняться».

Лытаева Мария Александровна
Академический руководитель образовательной программы

Не транслировать, «как правильно»

Немало дискуссий вызвали и идеи ЮНЕСКО, связанные с высшим образованием. Тем более, они соотносятся с тем, что уже обсуждается в России – с возможностью более свободного и осознанного выбора специальности уже в стенах вуза в рамках модели 2+2+2. Ректор Московского городского педуниверситета Игорь Реморенко рассказал об опыте своего вуза, где применяется модель 2+3 в рамках пятилетнего педагогического бакалавриата. В МГПУ исследовали треки студентов и то, как они делают выбор (подробнее в презентации).


«И у нас, и во многих вузах уже сложилось так, что возможность самоопределения ест. Но – внутри укрупненных групп специальностей. Да, там есть разные профили, из которых можно выбрать со временем, но все это ограничено. Перейти из одной укрупненной группы в другую вроде бы возможно, но нужно, чтобы там было бюджетное место и т.д. – в общем, это малореально. Здесь есть над чем работать дальше».

Игорь Реморенко
Ректор Московского городского педагогического университета

Директора Инобра Евгения Терентьева заинтересовал тезис доклада ЮНЕСКО об университетах как естественных лабораториях, где вызревают новые ценности. 

«Идея очень важная, что сама система образования становится микрокосмом, где концентрируются принципы общественного договора, которые могут тиражироваться вовне. Мы привыкли университеты принимать как организации, которые производят инновации, но мы не всегда воспринимаем их как площадки для реализации этих инноваций на себе, на собственном опыте, откуда после апробации они могут отправиться во внешнюю среду. Университеты и школы становятся не теми, кто, условно, учит, как жить внешний мир, а теми, кто на себе, на своем маленьком мире это показывает»

Терентьев Евгений Андреевич
Институт образования: Директор

«Я услышала в докладе ЮНЕСКО тему, связанную с преодолением властного отношения, навязывания чего-либо, утилитарной роли «подготовки к рынку труда». Действительно. Зачем я иду в театр? Я там ни к чему готовлюсь. Зачем иду в систему образования? Особенно если я взрослый человек. Тоже не для того, чтобы меня «готовили»! Термин «деколонизация образования» – это, на мой взгляд, про распаковку властных отношений, которые всегда были довольно жесткие. Розги в Англии отменили только в 1986 году, если кто не знал. Но если мы перестаем говорить про власть, тогда надо понять роль учителя, если власть он теряет. Кто он тогда? Актер на сцене?»

Поливанова Катерина Николаевна
Центр исследований современного детства: Научный руководитель

«Когда в докладе говорится, что в создании образовательных перспектив мог бы участвовать каждый, я вспоминаю опыт управляющих советов школ. Они очень активно развивались в 2013-14 годах, но в последнее время мы ощущаем, что общественность не так активно участвует в процессе управления школой. Доклад призывает подумать о новых организационных моделях, – в таком случае, этот инструмент, управляющие советы, нужно не то что «отмыть», но, по крайней мере, заново поставить на службу образованию. Они должны пережить второе рождение».

Иванов Иван Юрьевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Младший научный сотрудник

Полная видеозапись семинара

Презентация Игоря Реморенко (PPTX, 6.36 Мб) 

Презентация Алексея Обухова, Марины Пинской, Марии Лытаевой (PDF, 5.84 Мб) 

Презентация Исака Фрумина (PDF, 9.73 Мб)