В Инобре расшифруют ДНК неравенства – одни идут в лучшие вузы, другие не решаются, и причины – не только в деньгах
Культурные причины неравенства в образовании изучены мало. В результате «исключительно экономические меры, например, выделение дополнительных финансов группам, испытывающим социальные дефициты, не приводят к устойчивому повышению их социального положения и жизненных шансов. В этом один из парадоксов неравенства», – говорит Дмитрий Куракин, руководитель Центра социологии культуры.
Авторы проекта выделяют три культурных механизма социального неравенства – каждый из них играет свою роль в том, какие образовательные и карьерные пути выбирают дети из разных слоев общества. Первый – различение: то, как молодежь ориентируется в образовательных институтах. Второй – эмоциональные драйверы действия: этот механизм связан с “планкой амбиций” и горизонтами планирования. Третий – признание и достоинство: то, как в обществе формируется признание и как индивидами осознается и конструируется достоинство.
Изучать, как работает каждый из этих механизмов, будут разными способами. В частности, разные типы образовательного выбора проанализируют на данных лонгитюдных исследований «Траектории в образовании и профессии» и «Меченый атом» (каждое из них «сопровождает» респондентов на протяжении многих лет – со школьной скамьи). Авторы проекта выделят контрастные группы из молодежи с разным социальным бэкграундом, выбирающие наиболее и наименее выигрышные сценарии социальной мобильности. Разные представления о будущей карьере и образовании, мотивация, амбиции, самооценка приводят к разным последствиям – всё это будет изучено и позволит лучше понять, что мешает представителям непривилегированных групп добиваться успеха в жизни и раскрывать свой потенциал. А значит, можно будет настроить образовательную политику таким образом, чтобы снять барьеры и сделать социальные лифты более доступными.
Подробнее о Центре социологии культуры и его проектах здесь