Подмосковные школы вытянет сеть? – на программе «Управление образованием» ищут новую модель их общей работы
Шансы учеников Москвы и Подмосковья, действительно, разнятся, причем – чем дальше, тем больше. Столичные школы обеспечили индивидуализацию реализуемых образовательных программ за счет объединения образовательных учреждений в комплексы, что возможно реализовать при высокой плотности населения. В предместье столицы, где плотность ниже, неизбежно возникают проблемы и с подвозом учеников, и с необходимостью обеспечения качества преподавания за счет приобретения средств обучения в каждую школу и т.д. Составить конкуренцию столице (обеспечить каждому старшекласснику качественную индивидуальную образовательную программу обеспечивающую подготовку в вуз) можно за счет реализации сетевых программ, – считают авторы статьи.
В статье описаны кейсы – модели, варианты реализации сетевых образовательных программ успешно работающих в разных странах. Так, в Великобритании реализуется проект Multi-Academy Trust, он предлагает три варианта сетевого объединения школ. В первом варианте объединение строится вокруг сильной школы, во втором – управление распределено, в третьем над школами создается фонд, который управляет совместными ресурсами. В Китае сегодня успешно функционируют две схемы реализации сетевых образовательных программ – школьные альянсы (пара «сильная + слабая школа») и консорциумы (несколько слабых школ вокруг сильной). Реализация настоящих проектов – ответ правительства Китая на рост неравенства в образовании. Завершает «библиотеку» интересный кейс, описывающий российский опыт. Несколько лет назад, в Московском районе Санкт-Петербурга были созданы пять профильных кластеров, в каждом из которых было по пять школ.Эксперимент показал, что объединение ресурсов ведет к увеличению образовательных маршрутов старшеклассников и росту их академических результатов.
В статье подробно описана каждая схема, включая способ распределения ресурсов, и схема управления, дается анализ – их сильных и слабых сторон. На основании проведенного анализа авторы выделяют семь принципов, лежащих в основе создания образовательной сети, описывают два возможных сценария, по которым их можно реализовать.
Один из этих сценариев в пилотном режиме уже апробирован в подмосковной Балашихе. Эксперимент начался совсем недавно, но уже сегодня можно сказать, что первые его результаты внушают определенный оптимизм: растет доля детей, продолжающих обучение в своей школе по выбранному профилю, и расширяется спектр олимпиад, в которых они участвуют. Вместе с тем, видны и риски (низкая управляемость сетью, неготовность педагогов работать вместе, снижение активности участников сети), и меры, которые помогают это преодолеть.
Прочитать статью «Сетевые программы профильного обучения старшеклассников в условиях интенсивной образовательной миграции» можно здесь
На программе «Управление образованием» учатся и действующие директора, и учителя, и специалисты разных уровней системы образования, и предприниматели. Занимаемся в формате проектных мастерских, студенческие команды проходят через тренинги, семинары, деловые игры, стратегические сессии – всё, чтобы погрузиться в проблематику частного и государственного образования. Модульный очно-заочный формат позволяет эффективно совмещать учебу с работой: двухнедельные сессии трижды в год, остальное время учеба по индивидуальному плану при тьюторской поддержке опытных экспертов. Набор продолжается до 13 сентября. Подробнее о программе и о том, как на нее поступить