• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Подмосковные школы вытянет сеть? – на программе «Управление образованием» ищут новую модель их общей работы

Границы между мегаполисом и его окрестностями стираются. В чем-то это хорошо, а в чем-то не очень: школы области не имеют ресурсов для обеспечения такого же качества образования, как образовательные организации города, а их выпускники вынуждены конкурировать на равных за места в  вузах. Как следствие – высокая образовательная миграция старшеклассников. Один из вариантов ее снижения –  реализация сетевых образовательных программ школами Подмосковья. Это показано в статье, опубликованной в журнале «Образовательная политика». Ее авторы – руководители магистратуры «Управление образованием» Инобра Анатолий Каспржак, Анна Кобцева и выпускники программы, директора подмосковных лицеев Дмитрий Белоусов и Татьяна Малинникова.

Подмосковные школы вытянет сеть? – на программе «Управление образованием» ищут новую модель их общей работы

Шансы учеников Москвы и Подмосковья, действительно, разнятся, причем – чем дальше, тем больше. Столичные школы обеспечили индивидуализацию реализуемых образовательных программ за счет объединения образовательных учреждений в комплексы, что возможно реализовать при высокой плотности населения. В предместье столицы, где плотность ниже, неизбежно возникают проблемы и с подвозом учеников, и с необходимостью обеспечения качества преподавания за счет приобретения средств обучения в каждую школу и т.д. Составить конкуренцию  столице (обеспечить каждому старшекласснику качественную индивидуальную образовательную программу обеспечивающую подготовку в вуз) можно за счет реализации  сетевых программ, – считают авторы статьи.

В статье описаны кейсы – модели, варианты реализации сетевых образовательных программ  успешно работающих в разных странах. Так, в Великобритании реализуется  проект Multi-Academy Trust, он предлагает три варианта сетевого объединения школ. В первом варианте объединение строится вокруг сильной школы, во втором –  управление распределено, в третьем над школами создается фонд, который управляет совместными ресурсами. В Китае сегодня успешно функционируют две схемы  реализации сетевых образовательных программ – школьные альянсы (пара «сильная + слабая школа») и консорциумы (несколько слабых школ вокруг сильной). Реализация настоящих проектов – ответ правительства Китая на рост неравенства в образовании. Завершает «библиотеку» интересный кейс, описывающий российский опыт. Несколько лет назад, в Московском районе Санкт-Петербурга были созданы пять профильных кластеров, в каждом из которых было по пять школ.Эксперимент показал, что объединение ресурсов ведет к увеличению образовательных маршрутов старшеклассников и росту их академических результатов.

В статье подробно описана каждая схема, включая способ распределения ресурсов, и схема управления, дается анализ – их сильных и слабых сторон. На основании проведенного анализа авторы выделяют семь принципов, лежащих в основе создания образовательной сети, описывают два возможных сценария, по которым их можно реализовать.  

Один из этих  сценариев в пилотном режиме уже апробирован в подмосковной Балашихе. Эксперимент начался совсем недавно, но уже сегодня можно сказать, что первые его результаты  внушают определенный  оптимизм: растет доля детей, продолжающих обучение в своей школе по выбранному профилю, и расширяется спектр олимпиад, в которых они участвуют. Вместе с тем, видны и риски (низкая управляемость сетью, неготовность педагогов работать вместе, снижение активности участников сети), и меры, которые помогают это преодолеть. 

Прочитать статью «Сетевые программы профильного обучения старшеклассников в условиях интенсивной образовательной миграции» можно здесь

На программе «Управление образованием» учатся и действующие директора, и учителя, и специалисты разных уровней системы образования, и предприниматели.  Занимаемся в формате проектных мастерских, студенческие команды проходят через тренинги, семинары, деловые игры, стратегические сессии – всё, чтобы погрузиться в проблематику частного и государственного образования. Модульный очно-заочный формат позволяет эффективно совмещать учебу с работой: двухнедельные сессии трижды в год, остальное время учеба по индивидуальному плану при тьюторской поддержке опытных экспертов. Набор продолжается до 13 сентябряПодробнее о программе и о том, как на нее поступить