• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Если снова шторм: кого спасать первыми – в Инобре изучили, какие группы студентов оказалиcь самыми уязвимыми с точки зрения образовательной успешности в период пандемии

Пора забыть пандемию ковида, как страшный сон? Пожалуй, нет: во-первых, саму болезнь еще не победили, а во-вторых, нужно знать, как поведет себя система образования в случае подобных ЧП. В Инобре за эти два года подробно исследовали влияние локдаунов на все уровни образования, а на высшее, возможно, детальнее всего. Эта работа большой группы ученых началась с выхода книги «Шторм первых недель», а сейчас завершается публикацией исследования, как пандемия повлияла на образовательную успешность студентов из уязвимых групп. Монографию подготовили научные сотрудники Центра социологии высшего образования, лаборатории «Развитие университетов» и Центра социологии образования Томского государственного университета в рамках зеркальной лаборатории «Образовательная успешность студентов российских вузов». Она издана под редакцией Евгения Терентьева в серии «Современная аналитика образования». 

Если снова шторм: кого спасать первыми – в Инобре изучили, какие группы студентов оказалиcь самыми уязвимыми с точки зрения образовательной успешности в период пандемии

Экстренный перевод в онлайн не обрушил систему высшего образования, но оказался очень разным по последствиям. Исследователи назвали четыре наиболее уязвимые группы. Это студенты с низким уровнем достатка, первокурсники, те, кто живет в общежитиях, и иностранцы. Чтобы выделить их, участников всероссийского опроса – почти 30 тысяч человек – разделили на категории: четыре группы – по уровню дохода, пять групп – по тому, где живут студенты, ну а первокурсников и иностранцев выделить было легче всего.

У каждой из групп риска свои особенности негативного влияния пандемии. «Студенты из менее обеспеченных семей воспринимают вузовскую среду как менее комфортную, ниже оценивают эффективность дистанционной учебы. Это может привести к более низким образовательным результатам... К сожалению, каждый третий в этой группе демонстрирует симптомы значительного психологического неблагополучия. Это, в свою очередь, сказывается и на успешности их образования: студенты данной группы чаще думают об отчислении из университета», – сказано в исследовании. 

По первокурсникам больнее ударило отсутствие социализации и живого общения. Они хуже, чем более опытные студенты, могли организовать свое время для дистанта. Те, кого во время локдауна заперли в общежитиях, не могли найти подходящих уголков для учебы и столкнулись с массой неожиданных бытовых проблем. Иностранцам, особенно тем, кто уехал из-за пандемии на родину, переход на новые формы учебы дался труднее, чем одногруппникам – сказывались и часовые пояса, и языковой барьер. 

Чтобы эти проблемы не повторились, нужно вводить дифференцированные меры поддержки и практики для разных групп студентов. В частности, стоит обратить внимание и на то, что в каких-то ситуациях цифровизация и гибридные формы учебы могут увеличивать образовательное неравенство.

«Большинство исследований, посвященных образовательной успешности, смотрят на “среднюю температуру по больнице”, не обращая внимания на высокую степень гетерогенности студенческого контингента. Это снижает возможности выработки эффективных мер поддержки. В условиях массового высшего образования нет универсальной пилюли, которая поможет всем. Важно более внимательно смотреть на различия между студентами и учитывать их при проектировании возможных изменений. Нашей работой мы хотели подчеркнуть это и показать, на кого нужно обратить внимание в первую очередь, если мы хотим работать с качеством высшего образования», – говорит научный редактор книги, директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев.

Прочитать монографию «Образовательная успешность студентов из уязвимых групп в условиях пандемии COVID-19» можно здесь