• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Нашли тех, кто списывает чаще – эксперты назвали группы риска среди студентов

В вузе отлично действует правило «Не пойман – не вор». Тем, кто любит списывать, чаще всего ничего не мешает, в российской высшей школе для них вообще идеальные условия: на академическое мошенничество все смотрят сквозь пальцы, серьезных санкций к нарушителям не применяют. Это плохо по многим причинам, в том числе потому, что обесценивает высшее образование вообще и диплом конкретного вуза в частности – в глазах, например, работодателя. Споры о том, как бороться с этой проблемой, идут давно. В Инобре предложили новый взгляд – определили группы риска, тех, кто нуждается в особом внимании и поддержке (а может быть, и контроле), чтобы снизить долю академического мошенничества.

Нашли тех, кто списывает чаще – эксперты назвали группы риска среди студентов

© AI

В серии бюллетеней Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка, издан доклад «Списывание и плагиат: установки студентов и реакция преподавателей». Его подготовили Евгения Шмелева, научный сотрудник Центра социологии высшего образования, и Егор Сагитов, выпускник магистерской программы «Измерения в психологии и образовании». Исследователи опирались на опрос 18 тысяч студентов и 14 тысяч преподавателей российских вузов.

Общая картина выглядит так: треть студентов списывает время от времени, 19% – регулярно. Есть категории студентов, которые списывают чаще. Это те, кто учится на естественнонаучных и математических направлениях, первокурсники и те, кто вынужден подрабатывать параллельно с учебой. Впрочем, это еще не значит, что работающий первокурсник физмата – та самая «группа риска».  

На самом деле в группе риска находятся наименее успевающие и вовлеченные студенты. Эта практика характерна для тех, кто не удовлетворен качеством образования в своем вузе или сделанным выбором. Гораздо реже списывают те, у кого было больше возможностей выбора – направлений подготовки, треков, курсов, словом, была возможность индивидуализировать обучение. А еще часто нечестность демонстрируют те студенты, в обучении которых преобладают пассивные практики. Пересказать лекцию, переписать параграф – для таких форм занятий «списать у соседа» становится вполне логичным продолжением.

В докладе Евгении Шмелевой и Егора Сагитова также проанализировано, какие преподаватели наиболее лояльны к списыванию. В целом лояльной можно назвать всю российскую университетскую традицию. Например, 68% преподавателей ставят «неуд» при обнаружении плагиата в выполненном задании. А в США (в одном из университетов, где проводились такие измерения) 93% преподавателей сообщают о выявленном плагиате в учебный офис, то есть прибегают к более строгим санкциям. 

Прочитать доклад «Списывание и плагиат: установки студентов и реакция преподавателей» можно здесь