Нашли тех, кто списывает чаще – эксперты назвали группы риска среди студентов
В серии бюллетеней Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка, издан доклад «Списывание и плагиат: установки студентов и реакция преподавателей». Его подготовили Евгения Шмелева, научный сотрудник Центра социологии высшего образования, и Егор Сагитов, выпускник магистерской программы «Измерения в психологии и образовании». Исследователи опирались на опрос 18 тысяч студентов и 14 тысяч преподавателей российских вузов.
Общая картина выглядит так: треть студентов списывает время от времени, 19% – регулярно. Есть категории студентов, которые списывают чаще. Это те, кто учится на естественнонаучных и математических направлениях, первокурсники и те, кто вынужден подрабатывать параллельно с учебой. Впрочем, это еще не значит, что работающий первокурсник физмата – та самая «группа риска».
На самом деле в группе риска находятся наименее успевающие и вовлеченные студенты. Эта практика характерна для тех, кто не удовлетворен качеством образования в своем вузе или сделанным выбором. Гораздо реже списывают те, у кого было больше возможностей выбора – направлений подготовки, треков, курсов, словом, была возможность индивидуализировать обучение. А еще часто нечестность демонстрируют те студенты, в обучении которых преобладают пассивные практики. Пересказать лекцию, переписать параграф – для таких форм занятий «списать у соседа» становится вполне логичным продолжением.
В докладе Евгении Шмелевой и Егора Сагитова также проанализировано, какие преподаватели наиболее лояльны к списыванию. В целом лояльной можно назвать всю российскую университетскую традицию. Например, 68% преподавателей ставят «неуд» при обнаружении плагиата в выполненном задании. А в США (в одном из университетов, где проводились такие измерения) 93% преподавателей сообщают о выявленном плагиате в учебный офис, то есть прибегают к более строгим санкциям.
Прочитать доклад «Списывание и плагиат: установки студентов и реакция преподавателей» можно здесь