• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Как измерить счастье в школе – психометрики предлагают не гадать, а обратиться к проверенным инструментам

Счастье – не научное понятие и изучениям не подлежит? Не совсем: наука может говорить о счастье, если называть так высший уровень субъективного благополучия, и его можно вполне измерить. Как именно это организовать в школе и вузе, на какие инструменты опереться и в чем соблюдать осторожность, советуют психометрики Института образования ВШЭ Татьяна Канонир, Алена Куликова и Екатерина Орел. Они опубликовали гайд по современным методам измерений этого конструкта. Книга, в которую вошла эта глава, так и называется: «Счастье: биопсихосоциальные и антропологические перспективы», ее составили исследования ученых из разных стран.

Как измерить счастье в школе – психометрики предлагают не гадать, а обратиться к проверенным инструментам

© AI

Благополучие взрослых измеряют достаточно давно, поэтому о нем науке известно больше. Объективное благополучие понятнее: представление о нем строится на данных экономики, социологии и медицины. С субъективным, основанным на внутренних переживаниях, не всё так просто. Его трудно привязать к каким-то «твердым» показателям, например, если речь про школьников – к их успехам в учебе. «Несмотря на то, что исследования выявили значимую связь между благополучием и успеваемостью, связь эта довольно слабая. Это показывает, что дети в школе могут чувствовать себя счастливыми во многих отношениях, независимо от их академических успехов», – говорится в статье. Вообще, с детьми всё сложнее: если уровень субъективного благополучия взрослого более-менее стабилен, то у детей он, например, снижается с началом подросткового возраста, что объясняется, в том числе, физиологическими причинами.

По мере того, как исследователи придавали всё большее значение уровню субъективного благополучия детей и подростков, в мире появлялось всё больше инструментов для его измерения. Психометрики Инобра приводят в статье несколько уже проверенных инструментов, а также говорят о специальных дополнениях, которые появились у крупных международных исследований. Например, PISA, которая измеряет уровень развития навыков у школьников разных стран, последние несколько лет анализирует и удовлетворенность жизнью, для этого появились специальные анкеты.

Эти инструменты не похожи друг на друга. Их можно разделить на три типа: те, которые строятся на отдельных утверждениях, самоотчетные шкалы и межкомпонентные опросники, которые помогают увидеть самые разные стороны благополучия – психологическую, физическую, материальную... Авторы рассказывают о своем опыте применения разных инструментов и об этических ограничениях. Например, если исследования ведутся в конкретном классе – можно ли передавать учителю персональные результаты детей: кто счастлив, а кто не очень.

Авторы статьи сформулировали семь шагов – как выбрать инструмент и провести исследование благополучия в школе. Какой конструкт важно измерить – только ли удовлетворенность и аффект, или, может быть, интересно наличие цели в жизни, или есть дополнительные вопросы, допустим, о буллинге? От этого, и от степени подробности желаемых результатов, и от многого другого зависит выбор инструмента. В статье даны советы, как адаптировать анкеты, подготовить данные, анализировать их, как грамотно воспользоваться результатами.

Прочитать статью «Измерение благополучия в школе и вузе: подходы и проблемы» можно здесь.  Книга «Счастье: биопсихосоциальные и антропологические перспективы» готовится к печати под редакцией профессоров Флорианы Иртелли и Фабио Габриэлли, этот масштабный труд авторов из разных стран уже находится в свободном доступе в электронном виде.