• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Магистратуре не хватает «цифры» – пока студенты вынуждены искать недостающие компетенции на стороне

В магистратурах российских вузов недостаточно развивают цифровые компетенции студентов. На это обратили внимание исследователи Инобра Вышки и Финуниверситета при правительстве РФ. Также беспокоит территориальное неравенство: в вузах Сибири и юга России цифровые умения развивают хуже, чем в других российских макрорегионах. Это выявило исследование, проведенное в рамках проекта «Рождение российской магистратуры».

Магистратуре не хватает «цифры» – пока студенты вынуждены искать недостающие компетенции на стороне

© AI

Авторы статьи Екатерина Воеводина, Анна Гармонова, Евгения Опфер и Дарья Щеглова разработали индекс сформированности цифровых компетенций магистрантов. В основу индекса легла самооценка студентов своего уровня цифровых компетенций и ожидания от программы магистратуры по их «достройке». «Во всех федеральных округах магистранты считают недостаточно сформированными такие цифровые компетенции, как  информационная  безопасность и умение работать с данными, в т.ч. с большими. Они не ожидают того, что эти компетенции сформирует программа магистратуры, на которой они обучаются», – признают исследователи.

Выяснилось, что у студентов в большей степени развит навык поиска и обработки информации, в меньшей – умение защитить информацию в цифровой среде. По макрорегионам лидируют Центральный федеральный округ, Поволжье и Урал, нижняя граница результатов – у Сибирского и Южного округов. Выявленный разброс «может иметь негативные эффекты для системы высшего образования не только с точки зрения результатов обучения, но в долгосрочной перспективе может привести к усилению экономического неравенства».

Исследование показало, что 41% магистрантов совмещали учебу с программами повышения квалификации вне вуза. Почти половина из них вынуждены были подтягивать именно цифровые навыки. «В российском высшем образовании  складывается ситуация, когда магистратура не оказывает принципиального влияния на уровень сформированности цифровых компетенций студентов», – говорится в статье. Причем, на уровне бакалавриата или специалитета эта проблема решается – в прошлом году  образовательные стандарты были усилены цифровыми компетенциями. В магистратуре же пока «шар на стороне системы образования». Открытой остается дискуссия о том, должна ли магистратура формировать цифровые компетенции (если они не являются для нее профессиональными) или они должны стать обязательными пререквизитами при поступлении.

Статья «География неоднородности в цифровых компетенциях российских магистрантов» опубликована в журнале «Информационное общество», прочитать ее можно здесь. Исследования в рамках проекта «Рождение российской магистратуры» велись при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.