• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Глубже, чем просто неравенство – в Инобре предложили настроить оптику на «образовательную бедность»

В российском образовании есть скрытые проблемы, которые трудно объяснить с помощью традиционных исследовательских подходов. Например, высокие показатели охвата образованием (все учатся в школах, отсев из них крайне низок, большинство после школы оканчивает колледжи или вузы) – и скромные показатели реального использования навыков в трудовой деятельности, низкая доступность квалифицированных работников. Или снижение уровня функциональной грамотности школьников, наметившееся в последние годы. Почему эффективность школьного образования падает? Ответы будет легче найти, если ввести в арсенал исследователей понятие «образовательной бедности» – считают эксперты Центра общего и дополнительного образования имени Пинского Зинаида Бутовская, Сергей Косарецкий и Роман Звягинцев.

Глубже, чем просто неравенство – в Инобре предложили настроить оптику на «образовательную бедность»

© AI

Понятие «образовательная бедность» используется в мировой научной литературе, но все еще редко применяется в России. В целом оно обозначает социально-экономические условия, в которых невозможно полноценно обеспечить качественное образование. Это близко к теме неравенства, которой давно занимаются исследователи, но шире ее. Неравенство часто сводится к «разрыву в возможностях и достижениях между бедными и богатыми. Но важно ли, какова дистанция между детьми из разных семей, если ни те, ни другие не получат знаний, необходимых для самореализации и прогресса страны?», – спрашивают исследователи. 

Авторы статьи предлагают развивать исследования образовательной бедности, которые помогут определять «уровень депривации возможностей получения образования, количество и качество полученных компетенций, отсутствие возможностей развивать навыки, необходимые для самореализации и социальной интеграции». Введение этого индикатора поможет увидеть новые зоны риска и наметить адресные меры для отдельных территорий или групп школ. Для этого нужно учитывать не только оценки из аттестатов, баллы ЕГЭ, процент поступивших в вузы, но и «реальные шансы на экономический и личностный успех не только по российским, но и по мировым стандартам». Оптика, настроенная на образовательную бедность, помогла бы принимать во внимание культурный уровень школьников, уровень развития метапредметных, социально-эмоциональных навыков, субъективного благополучия.

Статья «Образовательная бедность в РФ: проблемы измерения и оценки» опубликована в журнале «Образовательная политика», прочитать ее можно здесь