Глубже, чем просто неравенство – в Инобре предложили настроить оптику на «образовательную бедность»
Понятие «образовательная бедность» используется в мировой научной литературе, но все еще редко применяется в России. В целом оно обозначает социально-экономические условия, в которых невозможно полноценно обеспечить качественное образование. Это близко к теме неравенства, которой давно занимаются исследователи, но шире ее. Неравенство часто сводится к «разрыву в возможностях и достижениях между бедными и богатыми. Но важно ли, какова дистанция между детьми из разных семей, если ни те, ни другие не получат знаний, необходимых для самореализации и прогресса страны?», – спрашивают исследователи.
Авторы статьи предлагают развивать исследования образовательной бедности, которые помогут определять «уровень депривации возможностей получения образования, количество и качество полученных компетенций, отсутствие возможностей развивать навыки, необходимые для самореализации и социальной интеграции». Введение этого индикатора поможет увидеть новые зоны риска и наметить адресные меры для отдельных территорий или групп школ. Для этого нужно учитывать не только оценки из аттестатов, баллы ЕГЭ, процент поступивших в вузы, но и «реальные шансы на экономический и личностный успех не только по российским, но и по мировым стандартам». Оптика, настроенная на образовательную бедность, помогла бы принимать во внимание культурный уровень школьников, уровень развития метапредметных, социально-эмоциональных навыков, субъективного благополучия.