• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Когда дислексия – не надо спешить – примерно половине детей с таким расстройством помогут медленные скороговорки

О дислексии известно очень мало – да, есть такие дети, которым трудно читать, но нет единого мнения, в чем конкретно причина этих нарушений и чем им может помочь школа. Некоторые советы педагогам и логопедам сформулировали эксперты Центра языка и мозга НИУ ВШЭ на первом в новом сезоне семинаре «Нейронауки об образовании». Светлана Дорофеева и Татьяна Больгина рассказали об исследовании, которое только еще начинает «разгадывать» дислексию. Однако уже сейчас можно сказать, что подгонять ребят, которым трудно читать, и натаскивать их на высокую скорость – ошибка.

Когда дислексия – не надо спешить – примерно половине детей с таким расстройством помогут медленные скороговорки

© AI

О дислексии часто говорят в категориях «принято считать». Так вот, принято считать, что одна из главных причин этой проблемы – в дефиците фонологической обработки (способности различать звуки речи и проводить ментальные операции с ними, в том числе сопоставлять звуки и буквы, что необходимо для чтения). Но исследования Вышки показывают, что это не совсем так, по крайней мере, для носителей русского языка. До сих пор не было русскоязычных инструментов, которые позволяли  бы дать надежную количественную оценку уровню развития навыков фонологической обработки. Коллеги рассказали о первой стандартизированной русскоязычной батарее тестов этого профиля, которая получила название ЗАРЯ («Звуковой анализ русского языка»), и о результатах комплексного экспериментального исследования, выполненного большой командой Центра языка и мозга под руководством директора Ольги Драгой.

На первом этапе в рамках поведенческого тестирования было установлено, что нарушения фонологической обработки есть примерно у половины русскоговорящих детей с дислексией. При этом фонологический дефицит проявляется в задачах повышенной сложности, а не в самых простых заданиях. На втором этапе с помощью метода видеоокулографии авторы выявили пять типичных паттернов движений глаз при чтении предложений среди русскоговорящих детей. Оказалось, что дети с дислексией читают по тем же паттернам, что и остальные, но с трёхлетней задержкой. На третьем этапе использовали метод нейровизуализации: были обнаружены значимые отличия в объеме серого вещества мозга в мозжечке, инсуле и теменной дольке между группой детей с дислексией и контрольной группой типично развивающихся детей. Исследования продолжатся. Кстати, в них могут принять участие семьи, в которых есть дети 7 – 11 лет с подтвержденным диагнозом дислексии: эксперты сделают им МЭГ-обследование и, при необходимости, МРТ, а после обработки результатов покажут и объяснят родителям, как работает мозг их ребенка во время чтения. Для участия в проекте надо связаться с Татьяной Больгиной: tatyana.bolgina@gmail.com.

На семинаре Светлана и Татьяна рассказали, что, судя по первым результатам исследований, фонологический дефицит у русскоязычных детей не связан с элементарными нарушениями в восприятии звуков речи. Причина более сложная – возможно, связанная со способностью совмещать несколько когнитивных процессов одновременно.

Среди рекомендаций для школы – создавать таким детям щадящий режим в обучении чтению в дополнение к коррекционной работе. «По результатам анализа записей движений глаз при чтении предложений мы видим, что детям с дислексией действительно нужно гораздо больше времени, чтобы прочитать текст. Торопить их не нужно, это вредно, критика им мешает. Важно дать возможность сформировать правильные механизмы чтения, а не торопить, автоматизируя неправильные, и не усиливать стресс у ребенка», – рассказали докладчицы.  

При коррекции фонологического дефицита эксперты советуют отдавать предпочтение не тестированию способности различения отдельных звуков, а скороговоркам, речевым играм, повторению псевдослов и необычных сочетаний звуков речи, при этом главное – не на скорость. Точность артикуляции на первых порах важнее, чем скорость, важнее произносить правильно, чем делать это быстро. Среди советов для логопедов – использовать звуковые стимулы (задания тестов), записанные диктором, а не произносить их самим (чтобы особенности артикуляции проводящего тестирование специалиста не влияли на результаты диагностики), и делать аудиозапись ответов детей, чтобы при оценке не ограничиваться первым впечатлением, потому что иначе возникают ошибочные суждения.

Полную видеозапись доклада можно посмотреть здесь 

Подробнее об исследовании можно прочитать на сайте Центра языка и мозга и в статье «Фонологический дефицит и его мозговые корреляты у детей с дислексией»

Подробнее о батарее тестов ЗАРЯ 

Семинар «Нейронауки в образовании» проводится раз в три недели Институтом образования, Департаментом психологии, Центром нейроэкономики и когнитивных исследований, Центром языка и мозга НИУ ВШЭ при поддержке НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».