• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Как растут профессионалы – исследователи предлагают идею, каким образом измерять специальные навыки

Навыки делятся на общие и профессиональные – и те, и другие вроде бы находятся в поле измерений и доказательных исследований. Благодаря им наука в состоянии понять, как меняются люди «вообще» (например, растет или падает их финансовая или компьютерная грамотность) и как они развиваются в рамках своей профессии. Однако создать общий метод измерения навыков в разных профессиях нереально – к такому выводу приходят Павел Сорокин, Вера Мальцева и Паулина Гасс (Центр развития навыков и профессионального образования). Решение этой проблемы есть: надо изучать и измерять фактическую продуктивность человека, а также его потенциал – агентность, то есть готовность к активным самостоятельным действиям. Это и будет косвенным свидетельством того, насколько успешно человек может развиваться в профессии.

Как растут профессионалы – исследователи предлагают идею, каким образом измерять специальные навыки

© AI

Авторы статьи изучили международные академические и экспертные публикации, вышедшие с 2013 по 2020 годы. Обнаружили, что для общих навыков есть и сложившиеся традиции измерений, и инструменты, и стандартизованные сопоставительные исследования (например, PIAAC – с его помощью измеряют навыки обработки информации взрослым населением). В области профессиональных навыков нет ничего подобного, что косвенно приводит к недостаточным темпам роста производительности труда. 

На первый взгляд может показаться, что профессиональные навыки вообще мало представлены в научных исследованиях, но это не так. Просто это многочисленные работы в разных кластерах, которые не объединяются в общую картину. И измерения в этих областях также привязаны к специфике отраслей. Почти половина таких публикаций связана с медициной, и это «яркий пример активной, крайне специфичной и изолированной дискуссии. В топ-100 наиболее цитируемых публикаций по тематике измерения профессиональных навыков 80% приходится на журналы из области медицины. Внутри этой области тоже есть своя фрагментация. Это подтверждает необходимость разработки инструментов измерения под каждую конкретную деятельность и даже задачу, что не позволяет проводить стандартизированные измерения в кросс-отраслевом масштабе».

«Наше исследование обнаружило, что у единых инструментов, которыми можно было бы измерять профессиональные навыки, нет будущего. Навыки слишком узкие и разные, а делать под каждый отдельные инструменты – дорого и сложно. Это ставит задачу искать другой подход – мы считаем, что можно измерять не профессиональные навыки, а продуктивность человека и его способность к эффективному, проактивному действию. Потому что именно агентность позволяет взрослому человеку развиваться в профессии и совершенствовать себя во взрослом возрасте. Здесь мы немного забегаем вперед, потому что такая работа только начинается, но этот инструмент точно можно создать. Наша лаборатория давно разрабатывает тему агентности, а сейчас мы вместе с коллегами из других подразделений Инобра вплотную занялись этой темой в рамках стратегического проекта Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Тема агентности выделена в одно из его ключевых направлений. Наша задача – разработать теоретическую модель самостоятельности и практические инструменты ее развития в системе образования», – рассказал Павел Сорокин.

Статья опубликована в «Журнале институциональных исследований», прочитать ее можно здесь

Подробнее о стратегическом проекте можно узнать здесь