• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Вузы теряют студентов с горящими глазами: почему в университете становится неинтересно – покажет стратегический проект

Хороший университет открывает студенту массу возможностей. Можно развиваться в будущей профессии, идти в науку, активно заняться спортом, искусством или волонтерством – да мало ли. Однако исследования показывают, что далеко не все хотят развиваться с помощью того, что им даёт университет, и более того, чем дальше – тем больше в процессе учебы теряют к этому интерес. На это давно обратили внимание исследователи Инобра, но теперь тема получает новую жизнь – ею займутся в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Задачи, данные и гипотезы обсудили на первом новом сезоне вторничном семинаре.

Вузы теряют студентов с горящими глазами: почему в университете становится неинтересно – покажет стратегический проект

© AI

«ВОПРОС ВОПРОСОВ» ДЛЯ СТУДЕНТА

Тема возможностей, которыми может (а главное, хочет) воспользоваться человек, заиграла новыми красками не так давно. По крайней мере, по историческим меркам. Раньше всё определялось тем, в какой семье человек родился, к какому сословию принадлежит и т.д. – бросить вызов судьбе могли единицы. Главный научный сотрудник Инобра Исак Фрумин назвал вопрос о возможностях человека и его свободном действии «вопросом вопросов», фундаментальным для понимания мира: к нему обращались Платон, Аристотель, он был центральным в религиозных дискуссиях, а Шекспир спрашивал устами Гамлета: «Возможно ли смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье?»

Нобелевский лауреат Амартия Сен еще несколько десятилетий назад предложил науке «перейти от языка возможностей к языку использования возможностей», и новый исследовательский проект будет строиться на этом принципе. Предстоит понять, как стимулировать человека использовать те шансы, технологии, пути, которые ему открываются.  

«Впервые в фокусе внимания будут студенты, которые рассматривают университет как возможность. Мы знаем, что их много, но много и тех, кто рассматривает как повинность, как способ откосить от армии или как-то еще. Хотим эмпирически посмотреть, почему студенты по-разному относятся к возможностям, чего им не хватает: мотивации, ресурсов, нашего подталкивания? А может, надо просто заставлять?»

Фрумин Исак Давидович
Институт образования: Главный научный сотрудник

ОТ УМНИКА К ТРАНСФОРМЕРУ

Интерес к студенческой культуре наука впервые проявила в 1960-х, когда и в Америке, и в Европе студенты «дали прикурить» всему обществу. Тогда появилась первая типология студентов Кларка и Троу. В ее основе была идея двух культур, академической и коллегиальной, а студенты делились на четыре типа в зависимости от отношения к ней.

«Студенты, которые разделяют обе культуры – умники, принимающие ценность университета. Те, кто не разделяют не одну, совсем не вписываются и обычно бывают отчислены. Те, кто принимал академическую культуру, но не ценности сообщества, тогда относились к битникам. А тех, кто любит университет, но любовью к знаниям не отличается, мы все хорошо знаем. Обычно они играют в КВН».

Груздев Иван Андреевич
Центр социологии высшего образования: Директор центра

Появлялись и другие типологии: Дэвида Колба, который предлагал подстроить под разные типы варианты образовательной программы, модель исследований студенческого опыта и т.д. Новейшую предложили Говард Гарднер и Венди Фишман (кстати, она была представлена авторами на вторничном семинаре Инобра в начале года): это идея ментальных моделей. Ученые выделили инерционный тип студента (все пошли в вуз – и я пошёл), транзакционный, исследовательский и, наконец, трансформационную модель, когда студент приходит в университет с верой, что вуз изменит его личность.

УСИДЧИВЫЕ, НО СКУЧНЫЕ

Российская наука не так богата на исследования студенчества, но Центр социологии высшего образования собрал много данных, которые будут использованы в проекте. Некоторые озвучил директор Инобра Евгений Терентьев: так, в российских вузах довольно высокий показатель вовлеченности (70% студентов посещают три четверти и более занятий), но это касается только аудиторной работы. За пределами аудитории они не так активны, как американские или европейские. И в принципе есть перекос в пользу пассивных форм: российский студент реже участвует в дискуссии, делает презентации или вступает в диалог с преподавателем.

«Тревожный факт: готовность инвестировать свои ресурсы в образовательные активности падает в течение всего обучения в университете. Треть студентов приходит с горящими глазами, они готовы тратить время, силы, но с каждым следующим курсом доля таких падает. Надо найти модели объяснения, что происходит и почему студенты начинают как-то иначе использовать университет»

Терентьев Евгений Андреевич
Институт образования: Директор

О вовлеченности много говорит внеучебная активность. Две трети студентов не имеют такого опыта в принципе, но, как предположил в ходе дискуссии научный руководитель Вышки Ярослав Кузьминов, это может быть связано и с недостаточной материальной базой университетов. А кроме того, большая доля аудиторной активности просто не оставляет времени на то, чтобы заняться в стенах университета спортом, наукой, хобби или чем-то еще.

ЧЕТЫРЕ ГОДА В ЛОНГИТЮДЕ

Исследование, которое Инобр будет вести в рамках стратегического проекта, станет лонгитюдным: одну и ту же когорту студентов будут сопровождать на протяжении четырех лет их учебы в вузах. В первый год акцент будет больше на их бэкграунд, потому что и студенческого опыта-то у первокурсников еще мало. Дальше фокус анкет сместится к образовательному поведению. В исследовании примут участие девять крупных университетов, включая Вышку. Предстоит выяснить, какие модели поведения возникают в ведущих вузах, как они представлены количественно. Какие факторы определяют использование той или иной модели. Каким образом с этими моделями связаны те или иные универсальные компетенции. Это лишь часть вопросов, на которые предстоит ответить.

«В нашем исследовании важно учесть, что в России колоссальный разрыв между школой и вузом. Студенты, пришедшие в топовый университет – лучшие из лучших, но по критериям школы. Они не умели работать с проектами, вести дискуссии. Для них это новый опыт. Стоит отдельно смотреть на выпускников лицейских школ, у которых есть такой опыт, чтобы понять, а как они адаптируются в вузе»

Кузьминов Ярослав Иванович
Руководство Университета: Научный руководитель

«Наш акцент на системах оценивания убивает внутреннюю мотивацию студента и настраивает его на внешнюю. Культ KPI приводит к нежелательному образовательному поведению, когда людей интересует, какой балл они получат, а не содержание дисциплины»

Филонович Сергей Ростиславович
Профессор Высшей школы менеджмента

Полная видеозапись семинара

Презентация (PDF, 1.68 Мб)