• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Высшее образование врезалось в потолок: прошла ли мода на вузовские дипломы в России?

Споры о том, должно ли высшее образование быть таким массовым, никогда не утихали. Так же, как и разговоры о перепроизводстве кадров и избытке юристов и экономистов. Однако диплом университета – уже едва ли не социальная норма для всех, а рынок труда требует вузовских выпускников чуть ли не под каждую задачу.

Высшее образование врезалось в потолок: прошла ли мода на вузовские дипломы в России?

Экспансия высшего образования, которая началась после перестройки, уходит в прошлое. Об этом говорит исследование научных сотрудников лаборатории «Развитие университетов» Сергея Малиновского и Екатерины Шибановой. Несмотря на все противоречивые оценки такой экспансии, авторы не спешат радоваться ее прекращению: это чревато усилением экономических и социальных рисков.

После распада СССР начался период наиболее активной массовизации высшего образования в России. Появление частных вузов и платного образования, массированное открытие филиалов в регионах и стремительный рост заочного сегмента привели к удвоению показателей участия населения в высшем образовании. Пускай и не всегда качественном. За последние 10 лет ситуация изменилась. 

Охват высшим образованием стабилизировался, экспансия завершилась. Число мест на программах стартовых ступеней (бакалавриат и специалитет) относительно релевантной возрастной когорты сократилось с 35% в 2010 году до 28% в 2016 году и остается на таком уровне до сих пор. 

Россия остается одной из самых образованных наций в мире с массовым, по мировым меркам, высшим образованием. Но его всеобщность – скорее миф. Рекордные показатели третичного образования достигаются за счет СПО. А вот непосредственно по относительному охвату высшим образованием Россия всё еще отстает от многих  развитых стран ОЭСР. 

Студенты всё больше концентрируются в крупных вузах, разрыв между сильными и слабыми университетами усиливается. Растет региональная диспропорция, половина всех студентов сосредоточена в городах-миллионниках. В регионах-магнитах создаются инновационные хабы, но перетягивание абитуриентов не идет на пользу другим регионам. 

К таким последствиям привел целый комплекс причин. Государство расширяло число бюджетных мест в университетах, но сокращение коммерческого сегмента было еще заметнее. Многие поставщики откровенного псевдообразования ушли со сцены, но вместе с этим сократилась филиальная сеть, усох сегмент недорогого заочного образования. Кроме того, на систему образования давит выход из демографической ямы.

«Вектор потребления образовательных услуг меняется на фоне падения доходов населения, снижения экономической отдачи от образования, роста относительной стоимости коммерческого обучения. Семьи с меньшими экономическими ресурсами переключают спрос на программы СПО как альтернативу сократившимся сегментам массового недорогого высшего образования», – отмечают авторы статьи. 

Это плохо, потому что высшее образование – основной источник высококвалифицированных кадров и технологического развития. Чем меньше его доля, тем меньше человеческий капитал страны. К тому же, высшее образование в России – основной источник социальной мобильности, то есть снижение охвата бьет в первую очередь по возможностям выходцев из наименее обеспеченных и образованных семей. Они чаще склонны выбирать колледжи.  Это  менее рискованная стратегия, но и значительно менее выгодная. А те из них, кто все-таки доходят до вузов, как правило оказываются в менее престижных университетах. 

Неслучайно, за последние двадцать лет больше чем на треть выросла доля выпускников 9-х классов, выбирающих СПО для продолжения образовательной траектории, а не «академическую» траекторию старшей школы. Как показало недавнее исследование Веры Мальцевой и Алексея Шабалина «Не-обходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России» («Вопросы образования»), СПО приобретает самостоятельный спрос у населения и перестает быть преимущественно обходной дорогой в вуз, как считалось ранее. 

Мода на вуз не прошла. 8 из 10 семей хотят, чтобы их дети закончили как минимум бакалавриат. Но  именно школьники из семей невысокого социально-экономического статуса выталкиваются из выгодного академического трека.  

Стабилизировать ситуацию можно. Для этого нужно решить две ключевые задачи: обеспечить территориальную доступность высшего образования, которая пошатнулась после сокращения вузовской сети, и открыть широкие возможности совмещения работы и учебы. 

Статья «Причины и факторы завершения экспансии высшего образования в России» опубликована в «Социологическом журнале», прочитать ее можно здесь