• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

К национальным целям надо идти налегке: учителя перегружены – это одна из проблем на пути школы к результатам-2030

Несколько лет назад государство наметило приоритетные цели развития до 2030 года. Многие из них касаются качества школьного образования. С тех пор «черные лебеди» полетели один за другим, что сказывается и на сроках, и на возможностях выполнения того, что намечено в дорожной карте. Какие барьеры есть сегодня и на что стоит обратить особое внимание тем, кто отвечает за образовательную политику? Этому посвящен обширный аналитический доклад, составленный экспертами Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского. В его основу легли данные Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.

К национальным целям надо идти налегке: учителя перегружены – это одна из проблем на пути школы к результатам-2030

© AI

Резкий переход на дистант два года назад изменил характер образовательного процесса, привел к дискомфорту для всех – и учителей, и учеников, и родителей. В докладе это названо фактором риска для повышения качества образования.

Особо авторы остановились на перегрузке педагогов. Учителя вынуждены перерабатывать, это приводит к тому, что не остается времени заниматься профессиональным развитием и развернуть полноценную внеклассную работу.

Не получается работать с учениками индивидуально, отсюда приоритет фронтальным формам работы: нарушается принцип индивидуализации, заложенный во ФГОСах, ученики ощущают недостаток внимания педагогов. Отчасти эти проблемы компенсирует интеграция программ общего и дополнительного образования, которая наметилась в последние годы. В докладе ее называют одним из положительных итогов последних лет.

Проблема образовательного неравенства по-прежнему актуальна. «Дети с низким социально-экономическим статусом хуже учатся, в меньшей степени вовлечены в дополнительное образование. При этом доля таких детей не уменьшается... Достижение национальных целей будет обеспечиваться прежде всего за счет детей из семей с высоким социально-экономическим статусом, которые традиционно проживают в крупных городах, в то время как школьники из сельской местности и малых городов будут испытывать серьезные образовательные дефициты», – опасаются эксперты. Да, система поддержки талантов в российской школе показывает хорошие результаты, но нужно корректировать образовательную политику таким образом, чтобы этот прогресс касался всех школьников.

Над аналитическим докладом «Школьное образование в контексте национальных целей и приоритетных проектов» работали Татьяна Мерцалова, Сергей Косарецкий, Константин Анчиков, Сергей Заир-Бек, Роман Звягинцев, Юлия Керша, Наталия Сенина. Прочитать его можно здесь