К национальным целям надо идти налегке: учителя перегружены – это одна из проблем на пути школы к результатам-2030
Резкий переход на дистант два года назад изменил характер образовательного процесса, привел к дискомфорту для всех – и учителей, и учеников, и родителей. В докладе это названо фактором риска для повышения качества образования.
Особо авторы остановились на перегрузке педагогов. Учителя вынуждены перерабатывать, это приводит к тому, что не остается времени заниматься профессиональным развитием и развернуть полноценную внеклассную работу.
Не получается работать с учениками индивидуально, отсюда приоритет фронтальным формам работы: нарушается принцип индивидуализации, заложенный во ФГОСах, ученики ощущают недостаток внимания педагогов. Отчасти эти проблемы компенсирует интеграция программ общего и дополнительного образования, которая наметилась в последние годы. В докладе ее называют одним из положительных итогов последних лет.
Проблема образовательного неравенства по-прежнему актуальна. «Дети с низким социально-экономическим статусом хуже учатся, в меньшей степени вовлечены в дополнительное образование. При этом доля таких детей не уменьшается... Достижение национальных целей будет обеспечиваться прежде всего за счет детей из семей с высоким социально-экономическим статусом, которые традиционно проживают в крупных городах, в то время как школьники из сельской местности и малых городов будут испытывать серьезные образовательные дефициты», – опасаются эксперты. Да, система поддержки талантов в российской школе показывает хорошие результаты, но нужно корректировать образовательную политику таким образом, чтобы этот прогресс касался всех школьников.
Над аналитическим докладом «Школьное образование в контексте национальных целей и приоритетных проектов» работали Татьяна Мерцалова, Сергей Косарецкий, Константин Анчиков, Сергей Заир-Бек, Роман Звягинцев, Юлия Керша, Наталия Сенина. Прочитать его можно здесь