• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Из Якутии с пятеркой: первый опыт управления ростом качества образования оценен на отлично

Пилот в Хангаласском улусе Якутии завершился успехом: это подтвердил мониторинг, независимая оценка, а итог подвели на встрече в Якутске организаторы — государственная корпорация ВЭБ.РФ, правительство Республики и Институт образования НИУ ВШЭ. Три с лишним года назад, когда проект запустили, это звучало очень амбициозно — никто в России не делал ничего подобного: речь шла об «управляемом росте качества образования» в отдельно взятом муниципалитете. Все 27 школ Хангаласского улуса (более 5 тысяч учеников и 800 учителей) были вовлечены в большой образовательный эксперимент — команда Инобра разрабатывала и делилась с ними педагогическими методиками и управленческими решениями. Проект менялся  в процессе реализации (разумеется, на это повлиял и ковид с дистантом), отказывались от одних  идей, разрабатывали соответствующие ситуации новые решения... Итог — рост качества образования более чем на 10%, что и было желаемым целевым показателем. Рассказывает директор Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Сергей Косарецкий.

САГА О ФОРСАЙТАХ

Чтобы доказать, что проект сработал, необходимо было рассчитать, как изменился   индекс социального эффекта. Индекс состоял из результатов диагностики учеников по математике и русскому языку и количества призеров и победителей из улуса на региональном этапе всероссийской олимпиады школьников. Мониторинг показал, что значение индекса выросло на более чем на 10% (по факту — на 41%). В качестве контрольной группы выступали несколько других районов Якутии. Рост показателя социального эффекта по отношению к контрольной группе составил 13%. Независимый оценщик — Московский городской педагогический университет — подтвердил достижения социального эффекта проекта.

За сухими цифрами — масса идей и инициатив: здесь и «Школа роста» с дополнительными занятиями для отстающих учеников, и каникулярные интенсивы для мотивированных, олимпиадная подготовка, и академия журналистики для школьников,  и программы улучшения результатов у каждой школы, и новая экосистема профессионального развития учителей с профессиональными обучающимися сообществами, сетевыми педагогами и методистами... А также «университет» и «форсайт-сессии» для родителей, которые стали важными участниками проекта. По мере реализации проекта добавляли ресурсы – подтянули платформу Global Up для онлайн-изучения естественных наук и выстроили партнерство с образовательной платформой Maximum Education, с помощью которой стали работать с неуспешными детьми.

Чтобы точно оценивать результат, Центр психометрики и измерений в образовании создал специальный инструмент мониторинга индивидуального прогресса. Тестирование, но не примитивное, а на качественных материалах, которые разработаны ведущими специалистами по математике и языку, и в виде удобной платформы. С помощью инструмента мы не только видели эффекты, но и могли, используя промежуточные данные, точнее определять адресные группы для мероприятий  


ПРОБУДИЛИ ВНУТРЕННЮЮ СИЛУ

Далеко не всё шло по заранее намеченным планам. Начиная с того, что в какой-то момент всю активность пришлось перевести в онлайн, и заканчивая тем, что не все форматы оказались жизнеспособны. Например, мы отказались от классических программ повышения квалификации в пользу интенсивных семинаров кураторов  с педагогами, где было больше обратной связи и синхронизации с изменениями в реальной практике. Вместо классических методических объединений сделали ставку на сетевое взаимодействие учителей, помогли создать горизонтальную форму профессионального развития.  

Главное, что нам удалось запустить механизмы, при которых учителя улуса начали демонстрировать свою самостоятельность в использовании предложенных  методов и даже уже делиться опытом: это касается и технологии исследования урока, и  создания профессиональных обучающихся сообществ. Фактически мы «выращивали» сети активных учителей вокруг конкретных моделей и методических разработок, решений по математике и русскому языку, и дальше из пространства внутренней коммуникации учителей это уже приходило в классы и межшкольные мероприятия. Мы увидели, как учителя сами обмениваются решениями и наблюдениями, как помогают друг другу внедрять решения, как для развития возможностей  учащихся могут быть привлечены педагоги любой школы. 

Наверное, это главный итог — мы пробудили  внутренние силы и предложили культурные формы их применения для решения практических проблем. Это стало возможным не только благодаря нашим ноу-хау, но за счет выстроенного сотрудничества с лидерами муниципального органа управления и учительского сообщества. Их доверие к нам, вовлеченность и идеи относительно оптимальной организации работы стали важной составляющей успеха. 


«ВЫ — ЛУЧШЕЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО»

Фактически последние полгода проект  по ряду направлений развивался без непосредственного участия наших экспертов. Все сегменты единого механизма работали и саморегулировались — конечно, мы консультировали,обеспечивали обратную связь, но педагоги уверенно действовали, в основном, уже опирались на методические разработки и опыт предыдущего этапа. Сейчас, когда мы были в улусе на завершающей встрече, учителя делали презентации практик для коллег из других районов. Судя по этим презентациям, по тому, как педагоги выступали, они отлично овладели всеми технологиями.

Эффекты, которые мы увидели, вдохновляют. Это ведь всё зримо, наблюдаемо: например, то, как работает та же академия журналистики (20 школьных пресс-центров), как активно дети интересуются событиями, пишут о них, ведут соцсети. На встрече в Якутске они обступили директора Инобра Евгения Терентьева — это был пресс-подход: «Какие у вас есть свидетельства, что проект состоялся?» — «То, что вы сейчас освещаете формы и уверенно организуете интервью, и есть лучшее свидетельство».


«ТОЧКА ВХОДА» ВСЁ ДОСТУПНЕЕ

Подобные проекты могут масштабироваться и на другие районы, и на целые регионы – и мы будем в этом участвовать. Возможно, пока еще рано говорить о том, что это может переноситься «механически» — нужно понимание контекста реализации, инструменты запуска на основе полноценного предварительного анализа, чтобы общие  принципы проекта и конкретные технологии были правильно представлены местным педагогам и управленцам и показано, как это работает. Необходима обратная связь, корректировки. Но после такой настройки — да, подобные проекты могут развиваться без постоянного участия экспертов. 

 В будущем «точка входа» станет доступнее: мы описали ключевые практики, структуру проекта, то, как его запускать. В этом очень помог научный совет  — его члены давали комментарии насчет того, насколько практики убедительны в описании и в какой степени они могут быть тиражированы. В итоге мы отобрали только те, которые рекомендованы советом — доказано, что они сработаны и могут быть воспроизведены. В самих текстах отражено, что надо учесть, какие могут быть барьеры, какие нужно создать условия для того, чтобы практики  могли работать.  


Подробнее о проекте социального воздействия «Улучшение качества образования в школах Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)»