• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Ускорение для студентов: новый номер «Вопросов образования» посвящен тому, как прокачать учебу в вузе

У «Вопросов образования» не бывает одной главной темы, а области, которые исследуют авторы статей, очень разные. Но в свежем (третьем) номере «звезды сошлись» так, что почти каждую публикацию можно рассматривать не только как вклад в науку, но и в одном практическом ключе — как сделать учебу в вузе результативнее. Это актуальная задача, учитывая, сколько времени и усилий инвестируют студенты, преподаватели и администраторы вузов. Можно добиваться большего. Как? — исследования подсвечивают ответ на этот вопрос с разных точек зрения.

Ускорение для студентов: новый номер «Вопросов образования» посвящен тому, как прокачать учебу в вузе

Сразу две статьи посвящены развитию в вузе критического мышления. Это один из ключевых гибких навыков, нужных для успеха в жизни, и, возможно, самый дефицитный. По крайней мере, доказано, что его уровень или почти не растет за время учебы в университете, или даже падает. Ксения Тарасова и Екатерина Орел представляют инструмент для его измерения в открытой онлайн-среде, а Юлия Корешникова и Елена Авдеева анализируют связь стиля преподавания с мотивацией и развитием критического мышления у студентов.

Студенческий опыт стал предметом исследований в трех статьях. Наталья Лызь, Елена Голубева и Оксана Истратова предлагают, как оценивать качество образования на основе опыта студентов. Наталья Малошонок, Ирина Щеглова, Ксения Вилкова, Мария Абрамова обращаются к теме гендерного неравенства на STEM-специальностях в вузах (инженерных, естественнонаучных, математических). Речь о том, насколько распространены гендерные стереотипы и каково их влияние. Анастасия Глоба анализирует опыт нестандартных практических занятий в Сиднейском университете: повышают ли вовлеченность VR и другие «фишки»?

Образовательные траектории студентов стали темой двух статей. Вера Мальцева и Наталья Розенфельд отследили и описали девять типичных маршрутов от школы через вуз к работе (и далеко не все из них линейные) — сделать это позволило многолетнее наблюдение в рамках лонгитюда. Светлана Черненко и Ксения Романенко назвали свою статью «Обречены на успех»: это о тех, кто поступает в вуз через олимпиады. Исследован их путь — роль школы, семьи и проявления неравенства.

В разделе книжных обзоров — рецензии на книгу Эрика Ханушека и Людгера Вёссманна, посвященную тому, как развивать познавательные навыки населения, и на «Преподавание в кризисе» Вадима Радаева. В последней констатируется, что «дистанция между преподавателем и студентом с каждым годом увеличивается, постоянно заставляя заново отвечать на вопрос: как преподавать?». Надеемся, новый номер «Вопросов образования» поможет ответить и на него тоже. Журнал доступен здесь