• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Вузы ищут путь в большую науку: вышла книга о том, как менялся исследовательский потенциал университетов бывшего СССР

Постсоветское образование иногда называют большим естественным экспериментом. После того, как 30 лет назад единая система раскололась на части, каждая пошла своим путем: сравнение моделей, кейсов, решений образовательной политики может многое рассказать о том, какие подходы показали себя лучше, а какие хуже. В международном издательском холдинге Springer вышла книга «Наращивание исследовательского потенциала в университетах: взгляд из постсоветских стран», в которой собраны главы, написанные учеными из 13 государств бывшего СССР. Редакторами книги выступили профессор Оксфорда Майя Чанкселиани, доцент Факультета гуманитарных наук ВШЭ Игорь Федюкин и заслуженный профессор Вышки, главный научный сотрудник Инобра Исак Фрумин.

Вузы ищут путь в большую науку: вышла книга о том, как менялся исследовательский потенциал университетов бывшего СССР

© AI

Это не первое обращение к кейсам постсоветских вузов, но в прежних исследованиях, также инициированных Инобром, на первом плане была трансформация именно высшего образования. Исследовательская деятельность университетов становится предметом изучения впервые. В каждой из глав сочетаются количественные и качественные исследования. Команда авторов провела множество интервью с теми, кто определял значимые трансформации вузовских систем в эти десятилетия — ректорами, экс-чиновниками, сотрудниками университетов, представителями академического сообщества. Их отдельные фрагменты процитированы в книге.

Главу о России написали Игорь Федюкин, Александр Клягин и Исак Фрумин. По словам Александра Клягина, ведущего эксперта лаборатории «Развитие университетов», в конце 2000-х правительство начало реализовывать много программ, которые стимулировали исследования в вузах в целом и представление их в качестве определяющей черты университета. «Это привело к некоторым ощутимым успехам, в частности, семь лет назад вузы обогнали Академию наук по объему публикаций в Scopus (38% от российского сегмента). Но ставка на «исследовательские университеты», выделенные в качестве отдельной категории, привела и к расслоению среди вузов. Если ведущие вузы реализовали исследовательскую миссию, то остальные российские университеты, по-видимому, не смогли этого сделать в полной мере. Расслоение растет, и это создает существенные риски».

Помочь решению этой проблемы может новая версия российской инициативы передового опыта. Это «Приоритет-2030» и нацпроект «Наука и университеты», запущенные в прошлом году: в отличие от прежних проектов, во многом они направлены на сглаживание сложившегося неравенства в части исследовательской миссии. 

Узнать больше о книге «Наращивание исследовательского потенциала в университетах: взгляд из постсоветских стран» и купить ее можно на сайте издательства