• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Вузам нужно учить предпринимательству всех

Предпринимательство — это призвание? Возможно. Но учиться его основам стоит если и не всем, то очень многим — в том числе и потому, что это развивает способность действовать проактивно. А где учить предпринимательству, если не в вузах? Они подходят для этого больше всего. Пока же такая инфраструктура в высшем образовании только складывается и выглядит довольно хаотичной. Общую картину проанализировали на круглом столе «Предпринимательская экосистема в вузах России: состояние и перспективы».

Вузам нужно учить предпринимательству всех

«Мы не знаем, и более того, в мире никто не знает, как правильно выстраивать способ работы университетов с предпринимательством», — рассказал Павел Сорокин, заведующий Лабораторией исследования человеческого потенциала и образования. «Первым приближением» стало исследование, в рамках которого изучали инфраструктуру и институциональные формы поддержки предпринимателей в российских университетах. В поле зрения попали 48 вузов-участников проекта «Стартап как диплом» и все кампусы Вышки. Их программы анализировали с помощью 108 индикаторов.


«Почему мы вообще смотрим на вузы? Дело в том, что в мире признается, что вузы — это одни из ключевых игроков с точки зрения обучения предпринимательству. И особую роль здесь имеют вузы не только с точки зрения образовательного компонента, но и с точки зрения экосистемы. Потому что исследователи и международные эксперты считают, что функционал вузов намного шире чем просто образование», — объяснила Юлия Вятская, стажер-исследователь лаборатории.


Самой малочисленной практикой оказались образовательные программы, нацеленные на широкие слои населения — они есть всего у 18% вузов. Как минимум одна программа по предпринимательству есть у трети университетов, а 76% вузов реализуют хотя бы одну программу такого направления, но не используют слово «предпринимательство». Проанализировав образовательные возможности, авторы доклада пришли к выводам, что вузам нужно создавать курсы, ориентированные на широкие слои, и в целом делать предпринимательские программы доступнее всем студентам, независимо от специальности.


Отдельно анализировали бизнес-инкубаторы (есть в 31 вузе из тех, что попали в исследование), акселераторы (лишь в 14), технопарки, стартап-студии, сообщества и профильные внешние партнерства. Последние зафиксированы только у 10 университетов, но, по словам соавтора доклада — эксперта лаборатории Светланы Черненко, «кажется, как будто, не слишком много, но мы предполагаем, что, возможно, вузы просто не указывают те партнерства, которые у них фактически есть».


Исследование показало, что пока вузам не хватает системности в поддержке предпринимательства. Идея, предложенная на круглом столе — внедрить мониторинг выпускников программ и курсов по предпринимательству и проводить его сразу после окончания вуза, через год, пять и десять лет.


Полная видеозапись круглого стола «Предпринимательская экосистема в вузах России: состояние и перспективы»


Подготовил Константин Ким