Вузам нужно учить предпринимательству всех
«Мы не знаем, и более того, в мире никто не знает, как правильно выстраивать способ работы университетов с предпринимательством», — рассказал Павел Сорокин, заведующий Лабораторией исследования человеческого потенциала и образования. «Первым приближением» стало исследование, в рамках которого изучали инфраструктуру и институциональные формы поддержки предпринимателей в российских университетах. В поле зрения попали 48 вузов-участников проекта «Стартап как диплом» и все кампусы Вышки. Их программы анализировали с помощью 108 индикаторов.
«Почему мы вообще смотрим на вузы? Дело в том, что в мире признается, что вузы — это одни из ключевых игроков с точки зрения обучения предпринимательству. И особую роль здесь имеют вузы не только с точки зрения образовательного компонента, но и с точки зрения экосистемы. Потому что исследователи и международные эксперты считают, что функционал вузов намного шире чем просто образование», — объяснила Юлия Вятская, стажер-исследователь лаборатории.
Самой малочисленной практикой оказались образовательные программы, нацеленные на широкие слои населения — они есть всего у 18% вузов. Как минимум одна программа по предпринимательству есть у трети университетов, а 76% вузов реализуют хотя бы одну программу такого направления, но не используют слово «предпринимательство». Проанализировав образовательные возможности, авторы доклада пришли к выводам, что вузам нужно создавать курсы, ориентированные на широкие слои, и в целом делать предпринимательские программы доступнее всем студентам, независимо от специальности.
Отдельно анализировали бизнес-инкубаторы (есть в 31 вузе из тех, что попали в исследование), акселераторы (лишь в 14), технопарки, стартап-студии, сообщества и профильные внешние партнерства. Последние зафиксированы только у 10 университетов, но, по словам соавтора доклада — эксперта лаборатории Светланы Черненко, «кажется, как будто, не слишком много, но мы предполагаем, что, возможно, вузы просто не указывают те партнерства, которые у них фактически есть».
Исследование показало, что пока вузам не хватает системности в поддержке предпринимательства. Идея, предложенная на круглом столе — внедрить мониторинг выпускников программ и курсов по предпринимательству и проводить его сразу после окончания вуза, через год, пять и десять лет.
Полная видеозапись круглого стола «Предпринимательская экосистема в вузах России: состояние и перспективы»
Подготовил Константин Ким
Лаборатория исследований человеческого потенциала и образования: Заведующий лабораторией
Все новости автора