• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Оценка качества не будет прежней: что меняется с переходом высшего образования в онлайн

Из-за вынужденного перехода в онлайн студенты потеряли в качестве образования — все это уже знают. Но проблема не в самом новом формате, а в том, что надо было «перестать в онлайне учить, как в офлайне, а для этого понадобилось время», уверена Татьяна Хавенсон, старший научный сотрудник Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании. На секции «Цифровизация в высшем образовании» они с коллегой из Центра социологии высшего образования Анной Корчак представили идеи по новой концепции оценки качества обучения в вузе.

Оценка качества не будет прежней: что меняется с переходом высшего образования в онлайн

© AI

«Идея в том, что онлайн активно развивается, а качество высшего образования оценивается по старым лекалам. Мы еще далеки от того, чтобы предложить какой-то инструмент, пока это первый подход к теме: разобрали, как воспринималось качество учебы в университете от средневековой Европы, когда это было абсолютно элитарным образованием, до современности. Нас интересовало, что конкретно вкладывалось в это понятие, тем более начиная с 20 века, как развивались несколько подходов к тому, что такое качество – подотчетность, трансформация студентов и т.д. Потом посмотрели на системы оценки качества в контексте онлайна — их практически нет», — рассказала Татьяна Хавенсон.

Согласно выводам исследования, само ядро качества остается прежним, а ключевые различия онлайна и офлайна наметились в нескольких пунктах. Это новая ориентация образования на мотивацию и развитие, а не на академический результат, возможность программ масштабироваться. Это и иные принципы педагогического дизайна, проектирования программ («Все, наверное, заметили, что приходится готовиться к занятию по-другому, на харизме и опыте не выедешь, нужно усиливать планирование», — пояснила Татьяна Хавенсон). И это другие сервисные подходы: прежде всего, психологическая и информационная поддержка студентов. Всё это должно стать первоочередными предметами оценки качества образования новыми инструментами.

Интересно, психологическая поддержка студента выходит едва ли не на первый план в разговоре о качестве образования в онлайне. «Раньше это было на периферии внимания в высшем образовании. Теперь необходимость психологически сопровождать студентов гораздо более выпукло выглядит, без этого никак. Люди говорят о других проблемах в онлайне, не тех, которые считались важными во внутренней оценке качества работы вуза, но если их не решить, никакой эффективной учебы не будет», — пояснили докладчики.