• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Рутина как двигатель прогресса: немного о «внутренней кухне» системы автоматических советов отстающим ученикам

Работа учителя полна рутины. Хотелось бы погрузиться в творчество, а приходится отвлекаться на проверку «домашки» и бесконечное повторение одного и того же. Кто-то понял со второго раза, до кто-то не доходит и с третьего, а может, проблема в том, что он не понял позапрошлую тему?.. Разгрузить учителя хотя бы в этом призвана система автоматизированных советов отстающим ученикам, она же рекомендательная система Яндекс.Учебника, над содержанием которой работали в Лаборатории проектирования содержания образования Инобра. Как строилась эта работа, что получилось, а где результатов еще надо подождать, рассказала на «Мастерской учителя» Надежда Авдеенко, аналитик лаборатории.

Рутина как двигатель прогресса: немного о «внутренней кухне» системы автоматических советов отстающим ученикам

© AI

МЕТОДИСТАМ И НЕ СНИЛОСЬ

«Я сама работала учителем русского языка и не то что не любила проверять тетрадки, но... Это надо делать очень тщательно, внимательно, обобщить, проанализировать ошибки. Мне было жаль, что как бы я ни старалась, я не могу конкурировать с компьютером, который сможет сделать это быстрее, но на него никто еще не переложил эту задачу»

Авдеенко Надежда Александровна
аналитик Лаборатории проектирования содержания образования

Помимо когнитивных усилий, которые тратит учитель, такой подход делает неэффективной часть урока. Педагог приносит проверенные тетрадки и прорабатывает наиболее типичные ошибки, дефициты. Но кто-то не совершал ошибок — ему скучно. А у кого-то столько ошибок, что ему не хватает этого общего разбора, а уделить достаточно внимания индивидуально не получается.

Идея решить эту проблему возникла у Яндекса. Так появилась модель рекомендательной системы, которая бы сама разбирала природу каждой ошибки и показывала «белые пятна» в знаниях и умениях каждого ученика, подбирала индивидуальные задания для восполнения дефицитов. Подробнее о ней можно прочитать здесь. Пока система охватывает программу по русскому языку и математике в начальной школе. Над графом — содержанием каждой — работали в Инобре, только для математики привлекали внешних экспертов-предметников, а по русскому языку эту структуру знаний создавали своими силами: над ней работали Надежда Авдеенко и Марина Кузнецова, профессор ИСРО РАО, автор учебников для начальных классов. 

«Во многом опирались на свой опыт преподавания — вспоминали, как работали с детьми над каждым конкретным умением, а если ребенок не мог решить задание, что именно мы предлагали ему сделать. Порой такие взаимосвязи тем и действий нигде в методической литературе не прописаны. Методисты Яндекса подсказывали, какие у них есть задания, а куратор проекта Анна Харламова — как потом будут анализироваться эти данные»

Авдеенко Надежда Александровна
аналитик Лаборатории проектирования содержания образования

РУКА ПОМОЩИ ТРОЕЧНИКАМ

Граф — это гигантская excel-таблица, ячейки которой переплетены связями — как по принципу «часть-целое», так и «если-то». Каждое знание (в данном случае по русскому языку в начальной школе) разбивается на компоненты, а те — еще на компоненты, и еще. Например, знание имени существительного — на умение распознавать, склонять, различать одушевленные и неодушевленные предметы и т.д. Умение распознавать — еще на несколько компонентов: можно ли задать вопрос «кто» или «что», обозначает ли слово предмет, может ли изменяться по числам, и так далее. Под каждый сегмент подобрано задание, и, если оно решено неправильно, система отправляет ученика к такому заданию, которое поможет нащупать, что именно он не понимает. Задания выполняются на компьютере, система выдает отчет о пробелах и дает рекомендации.

«Чем мне нравится идея с графом — она помогает условным троечникам, тем, кому труднее всего в классе. Такой ребенок несколько раз делает упражнение на одно и то же, и все равно допускает ошибку. Надо найти корень этой ошибки. То, что мы сделали, помогает найти, наконец, такую проблемную точку и не чувствовать себя постоянно неуспевающим перед всем классом» 

Авдеенко Надежда Александровна
аналитик Лаборатории проектирования содержания образования

По ее словам, иногда причинно-следственные связи школьной программы вызывали споры экспертов, а структура этих знаний оказывалась похожа на змею, кусающую себя за хвост. В 

некоторых случаях было трудно понять, что на чем строится — так или наоборот?

«Чтобы подобрать однокоренные слова, надо знать, что такое корень. Мы решили выдумать пред-умение, предвосхищение умения выделять корень. Умение опознавать слова, где есть общая часть, в форме догадки. Это выливается в умение выделять однокоренные слова, а уже оттуда выделять корень. Мы так описали этот процесс, а как происходит на самом деле — система покажет нам, когда много детей прорешают эти задания. Реально ли последовательность такая, или мы это придумали».

Авдеенко Надежда Александровна
аналитик Лаборатории проектирования содержания образования

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ ЕЩЕ ВПЕРЕДИ

Отчасти то, как устроена система, является «предсказаниями» экспертов, которые над ней работали (эта работа заняла больше года, весь граф обсуждался по кусочкам, по мельчайшим сегментам, иногда с долгими спорами). Когда системой начнут активно пользоваться, собранные данные покажут, верны ли «предсказания», или что-то надо корректировать. Так делалось и в мировых аналогах: правда, не в начальной школе, но в США есть система ALEKS, которая схожим образом диагностирует понимание студентами колледжа математики, химии, статистики и основ экономики. Данные позволяют постоянно ее корректировать.

На «Мастерской учителя» обсудили, возможно ли развитие такого подхода в школе. Понятно, что в программе по математике и языку для начальных классов ограниченный набор знаний, а сами правила довольно алгоритмизированы (хотя в лингвистике с разными разделами всё по-разному: по признанию Надежды Авдеенко, орфография, например, структурна, а вот развитие речи нет). Можно ли написать графы для более сложных этапов изучения математики и языка? Или для для таких слабоструктурных дисциплин, как литература или история? Пока эти вопросы остаются открытыми.

Полная видеозапись здесь 

Дважды в месяц магистранты, выпускники и партнеры программы «Педагогическое образование» встречаются в «Мастерской учителя», чтобы обсудить актуальные темы, обменяться опытом и выработать рекомендации, которые можно применить в своей работе.

Поделитесь идеями для «Мастерской учителя» с ее командой: inletyago@edu.hse.ru