• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Ваши юные смешные голоса: может ли анализ звука речи помочь психологам в работе с трудными подростками

Школа часто говорит о профилактике как психологических проблем подростков, так и конфликтных ситуаций разного масштаба — от буллинга до, не дай бог, случаев стрельбы. Понятно, что возможности специалистов здесь ограничены — достоверно не узнаешь, что у подростка на уме, в голову ведь не залезешь. Один из возможных способов «залезть в голову» обсуждали на очередном семинаре «Нейронауки об образовании»: это способ диагностики возможных проблем по голосу. Пока только обсуждается возможность применения таких технологий в образовании.

Ваши юные смешные голоса: может ли анализ звука речи помочь психологам в работе с трудными подростками

ЖВАЧКА НЕ ПОМЕШАЕТ

Гостем семинара стал Алексей Поташов, технический директор компании «Глоссофт». Она развивает технологию многоуровневого анализа голоса для диагностики психоэмоционального состояния человека. Эта технология разработана в Израиле в 1990-х годах, в России применялась в области безопасности (в частности, в аэропортах), сейчас интерес к ней проявляет психиатрия. Есть перспективы и в области образования: разработчики системы считают, что с ее помощью можно выявлять риски деструктивного поведения школьников — агрессии, зависимостей и т.д., и даже построить систему дистанционного мониторинга поведения учеников.

Выглядит это так: человек садится перед компьютером, слушает вопросы, отвечает на них в микрофон в течение 5-7 минут. Не важен ни контент, ни язык (интересно, что когда-то система «училась» на арабском языке) — «читается» только интонация, причем, даже не во время ответа, а в его первые мгновения.

«В голосе изучается то нерегулируемое самим человеком время, которое позволяет оценить его реакцию на вопрос. До 10 миллисекунд, когда машина «ловит» эмоции и оценивает с разными весовыми коэффициентами. Человеческий слух это различить не способен. Эту систему часто сравнивают с полиграфом»

Алексей Поташов
технический директор ООО «Глассофт»

На первых вопросах, психологически нейтральных, которые не должны вызвать у человека эмоций (ваше имя? где вы живете? — и т.д.), система настраивается под норму спокойной реакции человека. Единственным ограничением называют измененный голос, поэтому сильно простуженных к тесту не допускают. На семинаре спросили, как быть со школьниками, которые не расстаются с жвачкой. Но, по словам Алексея Поташова, системе это ничуть не мешает. 


БУДУЩЕЕ ЗА УДАЛЕННЫМИ ПСИХОЛОГАМИ?

Технология, которая зарекомендовала себя в нескольких других сферах, может применяться в образовании, — считают разработчики. Пока это вопрос будущего, но, по словам докладчика, подобные системы могут «ловить» проблемы, связанные с психологической безопасностью в средней и старшей школе. Начиная с таких невинных, как процесс адаптации под предметников, создание психологического портрета класса и каждого ребенка, и заканчивая более серьезными, связанными с профилактикой наркомании, игромании, агрессии, суицидов. 

Такие технологии не могут диагностировать проблемы, но могут указать на зоны риска. Отчет, который формируется автоматически, выглядит как светофор: зеленым обозначаются спокойные реакции, желтым — темы, которые вызвали напряжение, красным — вопросы, спровоцировавшие явную тревогу. Это позволит акцентировать внимание психолога и педагога. Возможны и более детальные отчеты, показывающие точную степень стрессовой реакции в каждом ответе.

«Все знают, что есть жесткий дефицит психологов, даже в городах это штучный товар. Подобный инструментарий позволит психологу сократить время на мониторинг, а главное, в перспективе создать дистанционный мониторинг. В сельской школе можно просто сажать детей перед компьютером, а результаты обрабатывать удаленно в крупных городах, где есть соответствующие психологические службы»

Алексей Поташов
технический директор ООО «Глассофт»

РОДИТЕЛИ НЕ ДОВЕРЯЮТ

Применение подобных технологий в образовании — вопрос будущего, хотя такие переговоры уже ведутся. Это потребует большой работы по валидизации, собственно, именно с ней были связаны почти все вопросы участников нейросеминара. Очевидно и то, что предстоит решать этические вопросы.

«Мы уже обсуждали в школах возможность применения таких систем. Наиболее протестная часть — родители. Это такая… интересная аудитория, с которой надо будет много работать, чтобы показать им эффективность. Многие ведут ребенка в школу со спокойным чувством, что все будет хорошо, не зная ни про буллинг, ни про агрессию»

Алексей Поташов
технический директор ООО «Глассофт»

Задания для школьников разрабатывает Московский государственный лингвистический университет, адаптируя проблемные вопросы таким образом, чтобы подростки не пугались и чувствовали себя непринужденно. Еще одна задача — удерживать внимание, в противовес тем «большим стандартным бумажным анкетам психологов, на которых притупляется внимание, дети их просто бросают на середине», – рассказал Алексей Поташов. Это, конечно, только часть вопросов, которые предстоит решить, прежде чем такого рода системы смогут встроиться в образование.


Полная видеозапись семинара здесь

Семинар «Нейронауки в образовании» проводится раз в три недели Институтом образования, Департаментом психологии, Центром нейроэкономики и когнитивных исследований, Центром языка и мозга НИУ ВШЭ при поддержке НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».