Ваши юные смешные голоса: может ли анализ звука речи помочь психологам в работе с трудными подростками
ЖВАЧКА НЕ ПОМЕШАЕТ
Гостем семинара стал Алексей Поташов, технический директор компании «Глоссофт». Она развивает технологию многоуровневого анализа голоса для диагностики психоэмоционального состояния человека. Эта технология разработана в Израиле в 1990-х годах, в России применялась в области безопасности (в частности, в аэропортах), сейчас интерес к ней проявляет психиатрия. Есть перспективы и в области образования: разработчики системы считают, что с ее помощью можно выявлять риски деструктивного поведения школьников — агрессии, зависимостей и т.д., и даже построить систему дистанционного мониторинга поведения учеников.
Выглядит это так: человек садится перед компьютером, слушает вопросы, отвечает на них в микрофон в течение 5-7 минут. Не важен ни контент, ни язык (интересно, что когда-то система «училась» на арабском языке) — «читается» только интонация, причем, даже не во время ответа, а в его первые мгновения.
«В голосе изучается то нерегулируемое самим человеком время, которое позволяет оценить его реакцию на вопрос. До 10 миллисекунд, когда машина «ловит» эмоции и оценивает с разными весовыми коэффициентами. Человеческий слух это различить не способен. Эту систему часто сравнивают с полиграфом»
На первых вопросах, психологически нейтральных, которые не должны вызвать у человека эмоций (ваше имя? где вы живете? — и т.д.), система настраивается под норму спокойной реакции человека. Единственным ограничением называют измененный голос, поэтому сильно простуженных к тесту не допускают. На семинаре спросили, как быть со школьниками, которые не расстаются с жвачкой. Но, по словам Алексея Поташова, системе это ничуть не мешает.
БУДУЩЕЕ ЗА УДАЛЕННЫМИ ПСИХОЛОГАМИ?
Технология, которая зарекомендовала себя в нескольких других сферах, может применяться в образовании, — считают разработчики. Пока это вопрос будущего, но, по словам докладчика, подобные системы могут «ловить» проблемы, связанные с психологической безопасностью в средней и старшей школе. Начиная с таких невинных, как процесс адаптации под предметников, создание психологического портрета класса и каждого ребенка, и заканчивая более серьезными, связанными с профилактикой наркомании, игромании, агрессии, суицидов.
Такие технологии не могут диагностировать проблемы, но могут указать на зоны риска. Отчет, который формируется автоматически, выглядит как светофор: зеленым обозначаются спокойные реакции, желтым — темы, которые вызвали напряжение, красным — вопросы, спровоцировавшие явную тревогу. Это позволит акцентировать внимание психолога и педагога. Возможны и более детальные отчеты, показывающие точную степень стрессовой реакции в каждом ответе.
«Все знают, что есть жесткий дефицит психологов, даже в городах это штучный товар. Подобный инструментарий позволит психологу сократить время на мониторинг, а главное, в перспективе создать дистанционный мониторинг. В сельской школе можно просто сажать детей перед компьютером, а результаты обрабатывать удаленно в крупных городах, где есть соответствующие психологические службы»
![](/mirror/pubs/share/thumb/804537123:c228x228+58+39:r60x60!.jpg)
Алексей Поташов
технический директор ООО «Глассофт»
РОДИТЕЛИ НЕ ДОВЕРЯЮТ
Применение подобных технологий в образовании — вопрос будущего, хотя такие переговоры уже ведутся. Это потребует большой работы по валидизации, собственно, именно с ней были связаны почти все вопросы участников нейросеминара. Очевидно и то, что предстоит решать этические вопросы.
«Мы уже обсуждали в школах возможность применения таких систем. Наиболее протестная часть — родители. Это такая… интересная аудитория, с которой надо будет много работать, чтобы показать им эффективность. Многие ведут ребенка в школу со спокойным чувством, что все будет хорошо, не зная ни про буллинг, ни про агрессию»
![](/mirror/pubs/share/thumb/804537785:c236x236+49+31:r60x60!.jpg)
Алексей Поташов
технический директор ООО «Глассофт»
Задания для школьников разрабатывает Московский государственный лингвистический университет, адаптируя проблемные вопросы таким образом, чтобы подростки не пугались и чувствовали себя непринужденно. Еще одна задача — удерживать внимание, в противовес тем «большим стандартным бумажным анкетам психологов, на которых притупляется внимание, дети их просто бросают на середине», – рассказал Алексей Поташов. Это, конечно, только часть вопросов, которые предстоит решить, прежде чем такого рода системы смогут встроиться в образование.
Полная видеозапись семинара здесь
Семинар «Нейронауки в образовании» проводится раз в три недели Институтом образования, Департаментом психологии, Центром нейроэкономики и когнитивных исследований, Центром языка и мозга НИУ ВШЭ при поддержке НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».
Алексей Поташов
технический директор ООО «Глассофт»