• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Под высшей школой зашатался трон?: об этом говорит растущее количество «белых ворон» в колледжах

Выпускников 11 класса в колледжах всегда было крайне мало — до такой степени, что в статье исследователей они названы белыми воронами. Обычно все или поступают в вуз после того, как сдали ЕГЭ, или отправляются в колледж после 9 класса (и многие из них тоже потом идут в вуз, но избежав таким образом ЕГЭ). Если бы исключения оставались единичными, это бы не привлекло внимания исследователей. Но их становится всё больше, а пик пришелся на пандемийный 2020-й — заявления в колледжи подали 20% выпускников 11-х классов. Варианты объяснения этого тренда — в статье Веры Мальцевой, Ирины Сальниковой и Алексея Шабалина (Центр развития навыков и профессионального образования Инобра), опубликованной в журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены». Вера Мальцева академический руководитель, а Ирина Сальникова выпускница магистерской программы «Доказательное развитие образования».

Под высшей школой зашатался трон?: об этом говорит растущее количество «белых ворон» в колледжах

Прежде всего исследователи нарисовали портрет «белой вороны». Типичный 11-классник, идущий в колледж — это ученик со средней успеваемостью, выходец из семьи с невысоким социально-экономическим статусом. Но от обычного контингента СПО он отличается не только этим: «Выбравшие колледж после 9 класса воспринимают этот шаг как выход во взрослую жизнь, а сам колледж — как институт взросления, обеспечивающий ускоренный выход на рынок труда. К одиннадцатиклассникам, поступившим в колледж, нарратив ускорен­ного взросления неприменим... По большинству характеристик они ближе к контин­генту студентов неселективных университетов, чем к массе обучающихся в СПО». Иными словами, в колледж после полной школы чаще попадают те, кто плывет по течению. Но почему их стало «заплывать» так много? На этот вопрос искали ответ на основе интервью с 31 студентами колледжей.

Как правило, за выбором колледжа стояло то, что названо «неслучившейся социальной мобильностью»: большинство респондентов планировали поступать в вуз, но что-то им помешало (например, неудача на ЕГЭ). Почти все они показали отсутствие внятной стратегии выбора вуза и поступления в него. Однако при этом для выходцев из более образованных семей путь в колледж оказался совсем уж вынужденной мерой, а те, у чьих родителей нет высшего образования, изначально рассматривали это как «план Б». Примерно так же респонденты поделились на тех, кто планирует продолжать образование в вузе и тех, кому будет достаточно диплома колледжа. В этих различиях исследователи увидели признаки воспроизводства социального неравенства в семьях.  

Ряд причин все-таки связан с системой образования, в том числе с экономическими факторами — сжатием сегмента филиалов вузов, заочного образования, количества бюджетных мест на популярных специальностях. Для многих из бедных семей разница между стоимостью коммерческого обучения в вузах и колледжах стала критической. 

Еще одна важная причина: между высшим образованием и СПО появились зоны, где граница становится тоньше. «Это сервисные, креативные спе­циальности, «мягкие» профессии — те, в которых диплом все в меньшей степени выполняет роль фильтра, а реальным критерием отбора являются конкретные про­фессиональные навыки. Флагманом этого движения стали специальности в обла­сти информационных технологий и иные цифровые профессии, спрос на которые со стороны рынка труда бурно растет», — сказано в исследовании. Здесь вузы начали терять монополию: абитуриенты стали рассматривать колледж как возможность получить такие профессии быстрее и дешевле. Эти профессии становятся все популярнее, а в условиях, когда доступность высшего образования снижается, колледжи могут составить серьезную конкуренцию вузам.

Прочитать статью «Вместо университета — в колледж: что приводит успевающих одиннадцатиклассников в СПО?» можно здесь

Институт образования участвует в реализации стратегического проекта ВШЭ «Неравенство».


Подготовлено при участии Константина Горчакова