• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Осталось перевернуть взгляды родителей: с какими проблемами сталкиваются «перевернутый класс» и другие новации

Люди всегда против нового, и учителям, применяющим необычные методики, приходится ломать много барьеров. В том числе, связанных с консерватизмом родителей. Оказывается, одна из главных проблем знаменитого «перевернутого класса» — в возмущении родителей: учитель, мол, спихивает свою работу на детей. Об этом и о многом другом поговорили в рамках «Мастерской учителя». Менеджер программы «Педагогическое образование», выпускница аспирантуры Инобра Мадина Давлатова представила результаты исследования применения моделей смешанного обучения в российских школах.

Андре Анри Даргелас

Андре Анри Даргелас

ДОКАЗАНО: ДЕТЯМ НРАВИТСЯ 

Смешанное обучение часто путают с гибридным, но это разные вещи. Гибридное просто сочетает онлайн и офлайн, главным действующим лицом в любом формате остается учитель. Смешанное обучение — подход, который предполагает не только комбинацию очных и заочных форм, но и самостоятельный контроль ученика над своей учебой — ее темпами, временем, местом и т.д. 

Разные эксперты насчитывают до 40 моделей смешанного обучения, самые известные две из них. Перевернутый класс, когда ученики сначала занимаются независимо друг от друга, а потом в классе получают дополнительное объяснение учителя, и там же делают то, что мы привыкли называть домашним заданием, консультируясь с педагогом, если необходимо. И ротация станций — методика, при которой класс делят на несколько групп по видам деятельности. Одна занимается онлайн, другая делает проект, третья традиционно слушает учителя, затем роли меняются — каждая группа в течение урока успевает поработать во всех форматах («станциях»).

«В рамках исследования мы не только интервьюировали учителей, но и проводили онлайн-опрос их учеников. Более 80% нравится смешанное обучение. С точки зрения эффективности — у нас не было эксперимента, но в других исследованиях были, там доказан рост качества усвоения материала и посещаемости занятий»

Давлатова Мадина Асатуллоевна
Департамент образовательных программ: Преподаватель

РОДИТЕЛИ НИКОГДА НЕ СМИРЯТСЯ? 

Учителя назвали несколько ключевых трудностей. В основном все они проявляются на начальных этапах работы по новым методикам — потом эти проблемы постепенно устраняются. Первый и главный барьер связан с самим фактом самостоятельной работы учеников. По словам педагогов, у одних школьников отсутствует мотивация, другим это интересно, но отсутствуют навыки самостоятельности.

«Многие родители также не готовы к тому, что дети могут самостоятельно учиться. Им кажется, что это перекладывание ответственности с учителя на ребенка, и никто ничего не выучит. Здесь могут помочь только результаты, которые ученик сможет предъявить родителям, например, после первого месяца. Да, можно объяснять, что так мы помогает ученику стать таким членом общества, которого хотят видеть в современном мире — активному, конкурентоспособному. Но родителям всегда будет сложно это принять, потому что их учили не так»

Давлатова Мадина Асатуллоевна
Департамент образовательных программ: Преподаватель

Среди практических советов, прозвучавших от учителей-участников семинара, был и такой: оставлять для самостоятельной работы самые конкретные и интересные задания. Так родители с самого начала увидят, что дети охотно готовят задания, и переживаний будет меньше. Да, похоже на хитрость, но ее можно применять хотя бы первые месяцы.


УРОК ЛЕГКО ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ХАОС

Ожидаемым барьером оказались технические трудности — смешанное обучение требует и девайсов, и хорошего интернета в школе и дома, и цифровых навыков. Еще проблема на пути новых практик — возрастающая нагрузка: по крайней мере, поначалу учителям приходится готовиться гораздо больше, чем при традиционном подходе. В результате, из-за многих затраченных усилий, и ожидания учителей часто оказываются больше, чем результат на первом этапе.

«Здесь нет возможности импровизации, как на традиционном уроке, если ты не успел подготовиться. При смешанном обучении очень высока роль проектировочного компонента, нужны материалы, четкие границы времени, если ты не готов — урок не состоится. Очень важно заранее с классом прописать правила, как будете работать (например, что будет сигналом к смене «станций» и т.д.), и четко их придерживаться. Без правил в классе будет хаос»

Давлатова Мадина Асатуллоевна
Департамент образовательных программ: Преподаватель

Зато, если удается освоить смешанное обучение, преимуществ для педагога появляется очень много. В исследовании их выделили девять:

— Учитель сам начинает воспринимать учеников в качестве активных участников процесса,

— У педагога формируются навыки поиска информации в цифровой среде

— Развиваются цифровые компетенции

— Новый формат работы позволяет учителям объединяться, чтобы развивать умения ученика междисциплинарно

— Рутина передается технологиям

— Со временем ресурсов на подготовку начинает уходить гораздо меньше

— Используются активные методы обучения

— Есть возможность индивидуализации обучения

— Есть возможность организовать самостоятельную учебу.

Но, как и в случае многих других вполне прогрессивных методик, смешанное обучение непопулярно: исследователи обнаружили, что чаще всего так называют обычное сочетание онлайна и офлайна, к реальным педагогическим инновациям прибегают немногие. И, как правило, так работают отдельные учителя, а когда школа целиком переходит на смешанное обучение — это совсем уж редкость. Так что массовой популярности у такого подхода нет и, возможно, не будет.


Полная видеозапись семинара здесь