• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Лифт для школы: как устроен проект поддержки школа, работающих в сложных социальных условиях

Университеты часто сотрудничают со школами. Обычно это партнерство свысокорейтинговыми гимназиями и лицеями, поддержка мотивированных детей. Для этого создаются предуниверсарии, школы при университетах, учеба в которых направлена на подготовку абитуриентов. Упор делают на интеграцию форм и методов высшего образования в школьное, к работе со школьниками подключаются университетские преподаватели, старшеклассники принимают участие в конкурсах и олимпиадах, организованных университетом. Такая система работы со школами уже много лет ведется в Вышке под руководством проректора Вадима Башева. Но как же другие школы?  Ведь важно работать и с менее мотивированными школьниками, которые, возможно, и не подозревают о своем потенциале.

Лифт для школы: как устроен проект поддержки школа, работающих в сложных социальных условиях

Раскрыть такой потенциал позволяет проект ВШЭ, реализуемый в рамках третьей миссии: университет сотрудничает в регионах со школами, работающие в сложных социальных условиях. Проект направлен на повышение квалификации педагогов, управленцев, развитие современных педагогических компетенций, внедрение в практику работы школ эффективных инструментов преподавания и управления.

НЕУСПЕШНОСТЬ РАЗЛОЖИЛИ ПО ПОЛОЧКАМ

Администрации и учителям школ, работающих в сложных контекстных условиях, приходится учитывать множество факторов, влияющих на результаты учеников. Это территориальная отдаленность школы, низкий социально- экономический статус семей учеников, низкая ценность образования, низкая вовлеченность семей в образование детей, отчужденность местного сообщества от школы, низкий уровень материально-технического оснащения, недостаточный уровень предметных и методических компетенций педагогов… Масса сложностей и вызовов, с которыми сталкиваются такие школы в своей повседневной практике. В Инобре  уже много лет под руководством Сергея Косарецкого ведется работа по выявлению и поддержке школ с низкими результатами, работающих в сложных социальных условиях. Поэтому проект ведут преимущественно сотрудники Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского.

Сотрудники центра конкретизировали факторы, приводящие к школьной неуспешности, выявилили эффективные и неэффективные методы управления и преподавания, подготовили методические материалы для органов управления образованием, директоров и учителей школ. Такие материалы стали опорой для разработки программ дополнительного профессионального образования для сотрудников школ в неблагоприятных условиях.

Главные задачи проекта — преодолеть неравенство, поднять планку представлений о собственных возможностях учителей, помочь им приобрести новые компетенции и развить те, что есть. Основным результатом такой работы должно стать не только улучшение образовательных результатов школьников, но и понимание, куда двигаться дальше, а значит, в перспективе — и улучшение качества жизни в целом. 


ОТ СЕМИНАРОВ К ПОДКАСТУ

В 2022 году на программах повышения квалификации в рамках проекта обучились более 300 сотрудников из 88 школ 15 регионов. Основными темами, которые осваивали на курсах учителя и управленческие команды, стали: применение формирующего оценивания, организация профессионального сотрудничества на примере технологии «Исследование урока», управление конфликтами, выстраивание взаимодействия с родителями, систематическая работа с дисциплиной на уроке, способы повысить мотивацию учеников.

Специально для курсов было разработано методическое пособие для учителей, которое можно использовать в своей повседневной практике, возвращаться к нему, дополнять собственными наблюдениями и заметками.

Учителям предлагаем различные форматы взаимодействия. К традиционным семинарам и лекциям добавились мастер-классы от финалистов конкурса «Урок для учителя» (их посетили более 800 педагогов). Актуальные темы в области образования эксперты разбирают в подкасте «Перемена для учителя», авторами и ведущими которого являются сотрудники центра Иван Иванов и Елена Овакимян. Более полутора тысяч слушателей познакомились с выпусками подкаста, гостями которого стали Татьяна Черниговская, Александр Асмолов, Анатолий Каспржак, Катерина Поливанова, Максим Белухин и другие авторитетные эксперты в области образования.


ВЫШКА ЗАПУСКАЕТ ЛИФТ

В 2023 году работа продолжается: обновляем программы для набора новых слушателей — учителей и управленческих команд. Усиливаем интеграцию с довузовским блоком через более плотное включение учителей и учеников во взаимодействие с Вышкой: это привлечение учителей на программы магистратуры для дальнейшего профессионального развития, популяризация участия школьников в интеллектуальных состязаниях как в НИУ ВШЭ, так и в олимпиадах и конкурсах других университетов.

Такая поддержка позволит старшеклассникам и учителям почувствовать уверенность в своих силах, найти единомышленников из других городов и регионов, увидеть перспективы дальнейшего развития. Ведь многие олимпиады НИУ ВШЭ проводятся не только для проверки знаний, но и для развития навыков, необходимых современному успешному человеку: коммуникации, коллаборации, креативного и критического мышления.

В проекте участвуют студенты бакалавриата Вышки: курируют учеников из целевых школ в проектно-исследовательской деятельности и подготовке к олимпиадам. 

Также команда проекта развивает телеграм-канал, где подробно разбирает самые разные инструменты и призывает их применять в работе, а главное, делиться тем, что получается. Так постепенно учителя «разговариваются» друг с другом, формируя профессиональное сообщество.

Такой подход помогает улучшить результаты образования, дополнительных возможностях дальнейшего профессионального развития, планировать получение высшего образования в ведущих университетах страны, выйти на новый уровень качества своей жизни. Уникальная программа университета по поддержке школ, функционирующих в сложных условиях, становится по сути, социальным лифтом и открывает новые возможности для учеников самых разных школ.


Подробнее о проекте здесь

Подкаст «Перемена для учителя» 

Телеграм-канал «ИнОбр школам» 

Мастер-классы от финалистов программы «Урок для учителя» — на ютуб-канале Инобра 


По всем вопросам можно обратиться к Елене Овакимян eovakimyan@hse.ru