• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Студентов познакомили с высокой модой в образовании: всё самое передовое: от педагогического дизайна до экспериментов с интервенциями

Вчера в Инобре побывали 40 студентов Смоленского государственного университета — организатором поездки стали коллеги из АНО «Россия — страна возможностей». Мы рассказали будущим педагогам обо всем самом передовом, что применяется в исследованиях и практике образования, провели экскурсию и квесты по центрам и лабораториям института. Команда магистерской программы «Педагогическое образование» не просто рассказала, что такое педагогический дизайн, а устроила интерактив с работой по станциям (когда команды меняются по часовой стрелке, выполняя задания по кругу), а Анастасия Капуза из Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании объяснила, как устроены эксперименты и доказательные исследования.

Студентов познакомили с высокой модой в образовании: всё самое передовое: от педагогического дизайна до экспериментов с интервенциями

РАНДОМИЗИРОВАННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — ЭТО КАК? 

Как работает эксперимент, разбирали на примере вопроса, как влияет прием витаминов на успехи детей. Просто сравнить результаты тех, кто принимает или не принимает витамины — плохо. Почему? В идеале это должен быть тот же ребенок в тот же момент времени, но в двух разных состояниях. Анастасия Капуза объяснила, как собрать контрольную и экспериментальную группы, «чтобы интересные нам переменные были сбалансированы» — дети не должны различаться вообще, чтобы все различия в конце эксперимента объяснялись только интервенцией. Сама интервенция выглядит так: экспериментальная группа получает витамины (всем одинаковые), контрольная — нет, длительность приема должна быть достаточной, чтобы эффекты обнаружились. 

Анастасия рассказала об эффектах переливания, о том, как исключить влияние экспериментальной группы на контрольную, и наоборот. Возможно влияние многих эффектов: эффект Хоторна – производительность в контрольной группе выросла из-за самого факта участия в эксперимента, эффект Джона Генри – контрольная группа хочет «победить» экспериментальную, и т.д. Разобрали восемь шагов — алгоритм рандомизированного эксперимента: формулировка проблемы, разработка дизайна, претест, рандомизация, проверка рандомизации (баланс), сама интервенция, посттест, и оценка эффектов. В последнем пункте — чистая математика.

Среди экспериментов, которые проводились сотрудниками Инобра таким образом — сопоставление эффектов офлайн-, онлайн-обучения и их сочетания для студентов. Между прочим, еще до ковида. Подробнее здесь 


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН — ЭТО ЧТО?

Явление все еще малознакомое даже для большинства педагогов: интерактив с гостями Инобра начали с игры в ассоциации. Чаще всего это педдизайн ассоциировался с проектной работой, чем-то творческим, креативным. Да, впервые появившись в научной литературе уже в 2000-е, понятие остается несколько размытым. Впрочем, и в английском языке у него, как минимум, 4-5 аналогов. 

По словам профессора Елены Чернобай, ближе всего это к понятию «дидактика», но у нас в традиционной педагогике это чисто теоретический раздел. Здесь разбираются базовые модели процесса обучения, его цель, содержание, формы, средства, методы. «Что роднит? Одни и те же вопросы, на которые они пытаются дать ответы — для чего, чему, как учить, как оценивать. Строго говоря, и дидактика, и педдизайн решают вопрос, как учится человек. Но зона интереса дидактики — теория вообще, а в педдизайн включаются конкретные модели, решения, набор инструментов для проектирования учебного процесса». 

Таким образом педдизайн можно рассматривать и как теорию, и как практику, делая акцент на создание учебных материалов и их оценку. С прошлого года в Инобре готовят педагогических дизайнеров — создан отдельный трек на программе «Педагогическое образование». А подробности о самом этом явлении, о том, как оно развивалось в теории и практике западной и российской педагогики, можно прочитать в недавно изданной монографии под редакцией Елены Чернобай.