Как задать «неудобные вопросы»: и другие советы исследователю и педагогу на зимней школе Инобра
«НЕ ПРИДЕТ ЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ГРАБИТЬ?»
От того, как сформулирован вопрос, зависит готовность информантов отвечать на него честно (или отвечать вообще) и давать объективную информацию. Об этом говорила Ирина Брун на мастер-классе «Пойми меня: как задать социально-демографические вопросы к исследованию корректно». Чтобы корректно описать что-либо по группам, бывает нужно собрать немало информации о человеке — от простых, вроде пола и возраста, до гораздо более сложных. Иногда это чисто служебная информация для валидизации инструмента, иногда этого требует само исследование: например, чтобы социологам понять, как отношение к политическим партиям зависит от уровня образования.
Несколько правил подобных вопросов от Ирины Брун: они должны быть краткими, понятными («Если ваша целевая аудитория бездомные, надо использовать такую лексику, которая донесет до них суть вопроса»), сопровождаться гарантиями конфиденциальности.
Распространенные проблемы связаны с «сензитивными» вопросами, например — говорить про деньги в России считается неприличным, и прямой вопрос об уровне дохода «вызывает заминку, даже подозрения, не придет ли исследователь грабить». Есть и еще несколько проблем, а главная — часто исследователи включают многие социально-демографические вопросы «на всякий случай», не подумав, зачем они будут нужны и как потом анализировать ответы. «Призываю вас, когда планируете исследование, не нагружайте бедных респондентов, которые и так дарят вам время, а вы задаете часть вопросов из принципа «А, ну ладно, пусть будет».
ЧТО НОСЯТ В ЭТОМ СЕЗОНЕ
О педагогическом дизайне много говорят, но мало знают даже в учительской среде. С недавних пор подготовка педдизайнеров — один из профилей магистратуры Инобра «Педагогическое образование». Профессор Елена Чернобай рассказала, как развивалось понятие Instructional design в западной и российской науке, и — главное — какие модели сегодня считаются самыми популярными. Всего моделей довольно много — кто-то из исследователей насчитывает 70, а кто-то больше 100.
— ADDIE — пожалуй, самая известная модель в педдизайне, призвана повысить эффективность обучения за счет его четкой направленности на конкретный перечень действий и избавления от всего, что не работает на этот результат. Состоит из пяти шагов: анализ, проектирование результатов, разработка учебных материалов, применение, оценка.
— Dick&Carey . Строится вокруг образовательной цели, дизайн состоит из 9 шагов: постановка целей, их анализ, анализ особенностей учеников, формулировка образовательных результатов, разработка средств оценки, плана, стратегии, учебных материалов; формирующее оценивание и суммирующее.
— 4с/id model . Голландская «новинка» состоит из 4 компонентов: обучающие задачи, вспомогательная информация, своевременная информация и частичная практика. Внутрь этих компонентов зашиты 10 конкретных шагов, но, как признает Елена Чернобай, новичку выстроить программу по ним сложно. Работе по 4с/id-модели была посвящена недавно «Мастерская учителя», о которой расскажем в ближайшее время.
— Understanding by design — модель призвана перевернуть подход к обучению: направляет преподавателей к более амбициозной и осознанной работе с образовательными результатами, дает инструменты для «проектирования понимания».
— ARCS . Сфокусирована на мотивации — ключевое то, в чем мы закладываем интерес ученика. 4 блока: привлечение внимания, демонстрация значимости, создание уверенности и удовлетворения. Позволяет управлять мотивацией, а не просто учитывать как внешний фактор.
ВЕРХИ МОГУТ, НИЗЫ ХОТЯТ!
Открытая лекция Дианы Королевой «Инновации и трендвотчинг в образовании» была посвящена тому, как меняется система — какие новаторские идеи педагогов и предпринимателей приживаются, а какие нет, и почему. В частности, обсудили, какие инновации эффективнее — «сверху» или «снизу».
При внедрении госпрограмм есть подробный пошаговый план (это плюс), но он часто терпит поражение, потому что не предусматривает обратную связь. Инновации «сверху» хорошо продуманы, разработаны и профинансированы (что главное), но они не гибкие, медлительные и на местах воспринимаются как «не мое». И наоборот: инновации снизу позволяют координироваться, корректировать план хоть каждую неделю без всякой бюрократии, точно покрывают дефициты, но гораздо хуже подготовлены и не финансируются. Таким образом, на успех «обречены» те задачи, которые решаются с обеих сторон.
Пять стадий принятия инноваций, по Роджерсу: знание идеи, стадия убеждения, решения — принимать или отказаться, внедрение и утверждение. Подробно разбирали первые два пункта — самые важные: чтобы идея заработала, индивид должен ее узнать, а затем понять, хочет ли он этим пользоваться. Совместимо ли это с тем, чем он уже пользуется? Важна возможность пробы — вот почему обязательное условие всех новых продуктов в образовании: первые занятия бесплатно, первый месяц бесплатно и т.д.
В профильной зимней школе Инобра участвовали более 150 абитуриентов со всей России. Участников ждали презентации трех очных магистратур и трека «Магистратура – аспирантура», мастер-классы по написанию вступительного эссе и мотивационного письма, подготовка к участию в олимпиаде «Высшая лига». Помимо того, о чем мы уже рассказали, участники учились делать обзор литературы с помощью картирования, знакомились с историей педагогики и результатами студенческих экспедиций, основами доказательного подхода, подходами нейронаук и многим другим.