Рутину надо отделять от творчества: на «Мастерской учителя» разбирали одну из самых популярных моделей педдизайна — 4C/ID
ПОЖАЛУЙ, НЕ ДЛЯ ШКОЛЫ
Одна из самых модных сейчас моделей в области педдизайна была разработана голландскими профессорами Йеруном ван Мариенбором (кстати, когда-то он читал спецкурсы студентам Инобра) и Полом Киршнером в 90-х. Ее отличает объединение реальных профессиональных задач и принципов когнитивной психологии. На первом этапе авторы предложили разбивать осваиваемые навыки на две категории: те, которые повторяются и остаются неизменными в разных ситуациях, и те, которые различны для решения разных проблем. Соответственно, и учить надо разным подходам: автоматизация действий подойдет для первого типа, но не для второго.
В классической версии модели четыре компонента (почему она так и называется): обучающие задачи, сопровождающая информация, процедурная информация и частичная практика. На «Мастерской» разбирали на примерах, как это выглядит.
«Чаще всего эту модель применяют в высшем образовании, потому что она больше ориентирована на профессиональные навыки. Сейчас ее активно используют в подготовке на медицинских, инженерных специальностях, для подготовки управления полетами и т.д. Уже в наши дни появляется много работ, где доказывают ее эффективность — высокое влияние на профессиональные навыки»
РАЗНЫМ ЗАДАЧАМ — РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ
Применение модели строится на аутентичных задачах, которые решаются в конкретной профессиональной области. Поэтому проектировщик курса должен быть или сам профессионал, или внешние эксперты. Аутентичные задачи должны встречаться в жизни (в рамках профессии); выходить за рамки одной области; иметь несколько вариантов решения — как это часто бывает в жизни. Они могут быть с неочевидными условиями, в таких случаях ученикам приходится задавать дополнительные вопросы, чтобы понять реальную картину.
На основе аутентичных формируют обучающие задачи, построенные на сочетании рутинных и не рутинных навыков, восходят от простым к сложным и демонстрируют все разнообразие практики. Им сопутствуют два типа информации для студентов: сопроводительная (объясняет, как решать нерутинные задачи с помощью когнитивных и ментальных стратегий) и процедурная (дает четкий алгоритм для рутины). Соответственно, и частичная практика, которой завершается курс, направлена на разное: для рутинных задач это множество повторений, которые в итоге обеспечивают автоматизм.
ИГРАЕМ В ДОКТОРА
На семинаре подробно разобрали несколько голландских университетских курсов, построенных по такой модели. Так, курс для терапевтов строится на разнообразии учебных задач — это и разбор историй пациентов, и комментирование научных статей, и ролевые игры, и разговоры с реальными пациентами и врачами, и «рассуждение по аналогичным случаям» для постановки диагноза. Роль автоматических процедур играют измерение давления, пальпация печени, прямой массаж сердца и т.д.
«Это хорошая модель для длительных, сложных курсов, когда у разработчика есть возможность регулярно общаться с профессионалами. В таком случае вполне реалистично разработать хороший курс за полгода. Преподаватели жалуются, что проектирование трудоемкое, но ведь можно разделить задачи: преподаватель — не обязательно сам разработчик курса»
Другова Елена Анатольевна
Научный сотрудник Центра социологии высшего образования
Полная видеозапись семинара здесь
Дважды в месяц магистранты, выпускники и партнеры программы «Педагогическое образование» встречаются в «Мастерской учителя», чтобы обсудить актуальные темы, обменяться опытом и выработать рекомендации, которые можно применить в своей работе.
Поделитесь идеями для «Мастерской учителя» с ее командой: inletyago@edu.hse.ru
Другова Елена Анатольевна
Научный сотрудник Центра социологии высшего образования