• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Инноватора узнаем по характеру: в Вышке создали портрет тех, кто готов предлагать новое в образовании

Ей 35 лет. Она ценит независимость, не боится рисковать и, конечно, работает в сфере образования. Это черты портрета типичного инноватора (вернее, получается, инноваторки), созданного в Инобре ВШЭ на основе исследований за последние девять лет. Лаборатория инноваций в образовании обобщила и проанализировала данные о тех, кто меняет школу и вуз по собственной инициативе.

Инноватора узнаем по характеру: в Вышке создали портрет тех, кто готов предлагать новое в образовании

Богатую базу для исследований дал Конкурс инноваций в образовании (КиВО): он проводится девять лет, за это время через него прошли 14 тысяч человек. Куратор конкурса и руководитель лаборатории Диана Королева называет базу этого конкурса «уникальной концентрацией индивидуальных разработчиков и небольших команд, предложивших множество проектов для системы образования». Чтобы создать портрет инноватора, использовали так называемую «паспортичку» анкеты (социально-демографические вопросы), Ценностный опросник Шварца, шкала «Причины основания бизнеса» от Мичиганского университета и опросник FINCODA.

Получившийся портрет инноватора адресован как раз тем, кто «сверху» — руководит образовательной политикой, разрабатывает технологии и программы. Чтобы найти хорошую низовую инициативу, важно знать, где и как ее можно встретить и чем поддержать. Несколько советов от экспертов лаборатории для тех, кто принимает решения:

— Сотрудники школ и вузов готовы сами предлагать инновации, и зачастую их идеи гибче и перспективнее больших громоздких программ.

— Бизнес и другие внешние акторы тоже могут предложить образованию много интересного, если правильно организовать маркет-плейсы, конкурсы и гранты.

— Статус и дружелюбная среда для инноваторов не менее важны, чем финансовая поддержка.

— Инновациям нужна свобода — увы, их очень просто задушить правилами и нормативами.

Результаты анализа уже нашли отражения в научных трудах, среди которых — исследование ландшафта образовательных инноваций и разбор ценностей и мотивации акторов образовательных инноваций и другие работы, изданные в журнале «Вопросы образования», сериях «Современная аналитика образования», «Факты образования» и других изданиях. 

Подробнее