• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Не горящие профессией учителя быстрее сгорают: противоположные требования от директора, родителей и остальных этому помогают

О миссии и призвании учителя говорят много, но это сфера, где сложно что-то измерить и провести четкие границы вообще: кто любит свою профессию, а кто видит в ней свой долг? Это не одно и то же. Для кого-то важен статус учителя, а кто-то работает ради денег (да, такое тоже бывает). Об этих несколько эфемерных понятиях говорили на вторничном семинаре в связи с результатами исследования: было доказано, что тип мотивации — едва ли не главный фактор риска выгорания, во всяком случае более важный, чем нагрузка.

Не горящие профессией учителя быстрее сгорают: противоположные требования от директора, родителей и остальных этому помогают

«Усталость от стажа» ни при чем

Выгорание было всегда, но не всегда так называлась: в академической сфере этим понятием оперируют около 50 лет. Для диагностики до сих пор, в основном, используются опросники американского психолога Кристины Маслач, разработанные в 1970-х годах — ее модель считается «золотым стандартом». Но с тех пор и психология, и социальные науки сильно продвинулись вперед.


Для своего исследования мы взяли современную концепцию Вильмара Шауфели, который подверг сомнению психометрические свойства старых опросников. Маслач опиралась больше на стаж работы, чем на эмоциональную симптоматику, а новые исследования показывают больше психологических симптомов эмоционального истощения, когнитивных нарушений, ментальной дистанции, когда человек пытается отстраниться от тех, с кем работает

Ирина Резванова
доцент кафедры управления Академии социального управления

Авторы исследования скрестили несколько концепций. В частности, модель сочетания ресурсов и требований к работе Беккера-Димероути с моделью детерминации, которая описывает особенности мотивации человека. Исторически принято делить мотивацию на внутреннюю и внешнюю, эта концепция сейчас немного меняется. Корректнее говорить об автономной и контролируемой мотивации. Первая предполагает работу как личный выбор (внутри этого типа тоже есть подразделы — в диапазоне от счастья от работы до трезвого понимания, что я работаю для достижения таких-то и таких-то личных целей). Контролируемая мотивация — работа, не связанная с личным выбором: ради денег, ради чувства долга и даже ни ради чего, просто человек работает, как робот.    


Неуязвимые для выгорания

Исследование провели на выборке из 650 педагогов из Подмосковья, две трети работают в детских садах, треть — в школах. Прежде всего измерили различия между этими двумя категориями: в школе выше уровень выгорания, больше проблем с контрольным эмоций. Работа чаще понимается как долг, чаще встречается зависимость от нее, то, что по-простому называют трудоголизмом. Выше уровень нагрузки, впрочем, у учителей больше и ресурсов (автономии, поддержки коллег), чем у воспитателей детсада.

Оказывается, среди всех факторов, включая и нагрузку, самое серьезное влияние на риск выгорания оказывает ролевой конфликт и ясность роли. Последнее — когда человек четко понимает, что ожидают от него на работе. Ролевой конфликт — «По отношению ко мне разные ожидания от разных людей, эти ожидания конфликтуют друг с другом».   

Когда в исследование была включена мотивация, выяснилось, что она играет более значительную роль, чем ресурсы и требования. 

Автономно мотивированная личность менее зависима от характеристик среды. Оказалось, что если человек мотивирован таким образом, то и высокая нагрузка, и необходимость принимать много решений и т.д. не приводят к выгоранию. А вот для личности с контролируемым типом мотивации риск выгорания полностью определяется факторами среды. Условно, если учитель работает ради зарплаты, он больше зависит и от нагрузки, и от ролевых конфликтов, и от отношений с коллегами и с директором.

Евгений Осин
доцент Департамента психологии ФСН ВШЭ

Надо учесть контингент в классе — и в учительской

В ходе дискуссии участники семинара обсуждали, как можно использовать результаты этого исследования для самодиагностики в школах и для интервенций — тех мер, которые помогут предотвратить выгорание у «группы риска». По мнению дискуссантов, для продолжений исследований стоит учитывать больше факторов: так, Марина Пинская (МГИМО) напомнила, что исследования МЭО показали сильное влияние контингента детей на угрозу выгорания учителя. Мария Лытаева, руководитель магистратуры «Педагогическое образование», рассказала о своих студентах: почти у всех сочетание высокой нагрузки и высокой потребности в профессиональном росте (раз они пришли в магистратуру) усиливает выгорание, и этот сюжет тоже стоит проанализировать.   

Не увидел у вас линии признания: для учителя исключительно важно признание обществом, родительской средой, тема статуса педагога, привилегий, защиты. Дискуссии об этом звучат острее, чем о психологическом неблагополучии. Вспомните, как политики играли с темой с «оказанием услуг»: отказ от этой формулировки подавался как мера поддержки педагога.

Сергей Косарецкий 
руководитель Центра общего и дополнительного образования им. А.А.Пинского

Ирина Абанкина предложила учитывать гендерное смещение, которого нет в других сферах, и предположила, что «особенности развития возрастных женских коллективов не только влияют на выгорание, но и требуют особых управленческих подходов». Виктор Болотов предлагает отдельно рассматривать проблему выгорания для городских и сельских школ, где всё разное — в том числе, например, и статус учителя в обществе.


Полная видеозапись семинара

Презентация  Профессиональное_выгорание_педагогов (PPTX, 1011 Кб)