• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Весь мир зубрит и дрожит: от своего варианта ЕГЭ отказалась только Индонезия

В России продолжаются дискуссии, хорош или плох ЕГЭ, а если его менять, то на что. Обзор аналогов из разных стран, их плюсов и минусов подготовила Лаборатория образовательного права. Если обобщать, российский экзамен не самый жесткий, довольно прост с точки зрения схемы поступления в вуз, и, к тому же, бесплатный (да, так не везде). Во всем мире экзамены критикуют примерно за одно и то же — за то, что школьникам приходится перестраиваться под натаскивание под его задания. Но при этом экзамены сохраняют (старейшим более 200 лет) и реформируют.

Весь мир зубрит и дрожит: от своего варианта ЕГЭ отказалась только Индонезия

© AI

Считаете, что российский ЕГЭ чрезмерно строгий? Тогда посмотрите на Китай. Полиция, металлодетекторы и т.д. — все как у нас, но серьезнее. Экзамен сдают не просто в другой школе, а часто и в другом городе, а родители бронируют отели, чтобы быть поблизости. Многие в последний год перед Гаокао (так называется местный ЕГЭ) уходят с работы, чтобы помогать детям готовиться. Во время экзамена останавливают даже окрестные стройки, чтобы выпускников не отвлекал шум. Пересдать Гаокао можно только через год, даже если он пропущен по болезни. А еще китайские выпускники вынуждены поступать вслепую — документы в вузы подаются еще до оглашения результатов экзамена.

В обзоре представлены интересные нововведения разных стран в отношении своих экзаменов. Например, Финляндия в 2019 году полностью перешла на цифровой экзамен, причем, сдавать его можно и на своем ноутбуке. В школы доставляются флешки, которые не только содержат задания, но и блокируют остальные файлы на компьютере и интернет — списать не получится, и на них же записывается результат. А в Новой Зеландии трехступенчатый экзамен, сдаваемый ежегодно в 11 — 13 классах, позволяет не только поступить в вуз, но и выйти на рынок труда: одна из его ступеней подтверждает квалификации для некоторых рабочих мест.

А вот в Индонезии местного ЕГЭ (он назывался UN) больше нет. «Пандемия стала удобной причиной для его отмены, так как экзамен подвергался критике задолго до этого. В первую очередь он вынуждал учащихся сосредотачиваться не на понимании учебного материала, а на заучивании. Учащиеся были вынуждены посещать дорогостоящих репетиторов.... Возможное реформирование системы экзаменов также обсуждалось и в связи с мошенничеством», — пишут авторы. 

Замена UN в Индонезии еще только складывается: места в госвузах разделили для тех, кто будет поступать на основе собственных экзаменов университетов, по портфолио и по результатам национальных отборов. Последнее — тест когнитивных, математических способностей и знания языков, который не проверяет знания по предметам.  

Прочитать статью Виолетты Бальжинимаевой, Евгения Пучкова, Надежды Княгининой и Семёна Янкевича «Сунын, Гаокао, Абитур и Энем» можно здесь