Три микстуры для аспирантуры: как повысить качество подготовки ученых в условиях массовизации
Авторы статьи доказывают, что проблемы, вызванные массовизацией аспирантуры, не только не были решены, но и усугубились. В России количество аспирантов увеличилось втрое за 90-е — 2000-е годы. В аспирантуру приходят люди с разными целями и запросами, которым ученая степень нужна для профессиональной деятельности, продвижения в карьере, в том числе на неакадемическом рынке, а также люди с разным уровнем подготовки. Ужесточение «академических» требований к их учебе и защите без оказания дополнительной поддержки только увеличило отсев. В поисках решения авторы предлагают обратиться к опыту стран, которые сталкивались с теми же негативными последствиями массовизации: низким качеством диссертаций, высоким отсевом.
Предложено три вида практик. Первая — диверсификация программ: развитие их альтернативных типов, которые будут больше отвечать меняющимся запросам поступающих. Это, в том числе, программа профессиональных степеней, быстрые треки (такие, как «магистратура — аспирантура»), подготовка диссертации в виде публикаций, совместные программы и индустриальная аспирантура.
В качестве второй меры авторы предлагают кооперацию с производством и бизнесом. Это обеспечит соответствие знаний и компетенций обладателей ученых степеней требованиям рынка труда. Такое сотрудничество может принимать разные формы: от неформального взаимодействия и проведения совместных конференций до привлечения сотрудников компаний для совместных исследований и участия в подготовке диссертации.
Третий комплекс мер может решить проблему низкого качества научного руководства: исследования показывают, что руководители уделяют своим аспирантам очень мало времени. Здесь поможет соруководство со стороны нескольких ученых или распределенное руководство, когда к этой задаче привлекаются сотрудники научного центра, кафедры или лаборатории.
Прочитать статью «Как сохранить качество при росте: практики преодоления негативных последствий массовизации аспирантуры» можно здесь