• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Три микстуры для аспирантуры: как повысить качество подготовки ученых в условиях массовизации

Реформа аспирантуры, начатая чуть больше десяти лет назад, провалилась — об этом можно судить хотя бы по резкому снижению доли защит в срок: с 28,5% в 2010 году до 12,9% в 2022 году. Много лет аспирантура была вне поля зрения государства. Начиная с 2012 года попытались это исправить и повысить качество обучения: жестко структурировали программы, сократили количество диссертационных советов, ввели гранты. Но это скорее усугубило, чем решило проблемы. Можно ли помочь российской аспирантуре? Да, если применить одну из трех мер, а лучше сразу три,— считают Наталья Малошонок, Сауле Бекова и Светлана Жучкова из Центра социологии высшего образования.  

Три микстуры для аспирантуры: как повысить качество подготовки ученых в условиях массовизации

© AI

Авторы статьи доказывают, что проблемы, вызванные массовизацией аспирантуры, не только не были решены, но и усугубились. В России количество аспирантов увеличилось втрое за 90-е — 2000-е годы. В аспирантуру приходят люди с разными целями и запросами, которым ученая степень нужна для профессиональной деятельности, продвижения в карьере, в том числе на неакадемическом рынке, а также люди с разным уровнем подготовки. Ужесточение «академических» требований к их учебе и защите без оказания дополнительной поддержки только увеличило отсев. В поисках решения авторы предлагают обратиться к опыту стран, которые сталкивались с теми же негативными последствиями массовизации: низким качеством диссертаций, высоким отсевом.

Предложено три вида практик. Первая — диверсификация программ: развитие их альтернативных типов, которые будут больше отвечать меняющимся запросам поступающих. Это, в том числе, программа профессиональных степеней, быстрые треки (такие, как «магистратура — аспирантура»), подготовка диссертации в виде публикаций, совместные программы и индустриальная аспирантура.

В качестве второй меры авторы предлагают кооперацию с производством и бизнесом. Это обеспечит соответствие знаний и компетенций обладателей ученых степеней требованиям рынка труда. Такое сотрудничество может принимать разные формы: от неформального взаимодействия и проведения совместных конференций до привлечения сотрудников компаний для совместных исследований и участия в подготовке диссертации.

Третий комплекс мер может решить проблему низкого качества научного руководства: исследования показывают, что руководители уделяют своим аспирантам очень мало времени. Здесь поможет соруководство со стороны нескольких ученых или распределенное руководство, когда к этой задаче привлекаются сотрудники научного центра, кафедры или лаборатории. 

Прочитать статью «Как сохранить качество при росте: практики преодоления негативных последствий массовизации аспирантуры» можно здесь