• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Уроки Кипра: опасность выбора, культ истории и власть сильных

Многие вздрагивают при словах «образовательные реформы», но методом проб и ошибок идут не только у нас. Интересный пример разных и часто противоположных школьных реформ — Республика Кипр: о них рассказал Андреас Эконому, гость очередной «Мастерской учителя». Одно из направлений мастерской — рассказ о плюсах и минусах разных национальных систем. О кипрской доктор Эконому говорил и как практик, директор средней школы The Island, и как выпускник 1980-х годов. Он выделил три ключевые проблемы, дискуссия о которых может быть полезна и для нас.

Уроки Кипра: опасность выбора, культ истории и власть сильных

© AI

Выбор школьников и гнев родителей

Как и многие страны, Кипр давно делает ставку на раннюю специализацию. Всего у общего образования четыре ступени, если считать дошкольную, потому что для пятилеток тоже предусмотрена годовая программа. В отличие от России, на Кипре длинная начальная школа (6 лет) и короткая средняя (3 года), она называется гимназия. Затем — для тех, кто не уходит в СПО, старшая школа (3 года), которая называется лицей, и вот здесь ученики выбирают профиль: гуманитарный, естественнонаучный, экономический или сервисный.  

В 1990-х, когда это разделение появилось, ученик должен был вначале определить профиль и строго следовать программе все три года, поменять направление было нельзя. Цена ошибки высока, за это систему критиковали, и позже она была трансформирована в «лицей свободного выбора».

«Ученики комбинировали любые предметы на свое усмотрение (всего их было 19) и создавали себе индивидуальный трек, от направлений отказались. Но это было неправильно понято. В итоге оказалось, что ученики выбирают себе самые простые предметы, чтобы получить высокие оценки на экзаменах: условно, все делают упор на физкультуру и компьютеры, а физика за бортом. Это повлияло на качество подготовки и вызвало гнев родителей»

Андреас Эконому
доктор, директор средней школы The Island на Кипре

Кипрской школе пришлось вернуться к системе направлений 1990-х, но с важной корректировкой: после первого года можно поменять профиль. Правда, сделать это не очень просто: если ученик посещал гуманитарный класс, а потом захотел в естественнонаучный, экзамен после первого года ему придется сдавать по естественным наукам, а не по тому, что он изучал.

Политическое наследие героев 

Кипр относительно недавно стал независимым государством — 63 года назад, до этого был британской колонией. Это, а также дальнейшие драматические события (разделение острова на две страны в 1970-х) привели к тому, что школа начала жить под лозунгом «Никогда не забывай». По словам Андреаса Эконому, курсу истории не просто отведено особое место в школе, — можно сказать, что вся система младших классов сфокусирована не на тех предметах, которые мы считаем базовыми (язык и математика), а на исторической памяти.

Направление курса можно назвать историей эллинизма: младшие дети изучают завоевания Александра Великого, греческое влияние на Римскую империю, византийский период, старшие доходят до балканских войн 20 века и Второй мировой войны. Активно эксплуатируются образы греческих героев и тема восстановления Греции как государства в 1821 году, в целом стремление эллинистических регионов воссоединиться.  

«Героизация прошлого имеет и негативные последствия: из-за такого фокуса школьной программы постепенно в политике усиливаются популистские идеи. Мы видим это по тому, как активизировались крайне правые партии, и по результатам выборов последних лет. Да, образование стало массовым — у нас очень высокий индекс грамотности, 99,86%, — но через героизацию прошлого в образовании распространяются консервативные взгляды» 

Андреас Эконому
доктор, директор средней школы The Island на Кипре

Порочный круг богатства

Еще один негативный эффект гость «мастерской» определил как утилитаризм. Он отталкивается от вполне благой цели: школы должны быть устроены так, чтобы максимально реализовать способности учеников. На практике это привело к разделению класса на «сильную» и «слабую» группы, в зависимости от того, как они сдают четвертные экзамены по основным предметам. Для групп настраивают разный уровень сложности программы. В конечном счете это ведет к тому, что основная задача школы — реализовать по максимуму потенциал «сильных». С такой идеей создания сред спикер не согласен.

«Этот подход создает порочный круг, когда возникают привилегированные и непривилегированные. Ученикам из богатых образованных семей проще показать высокий результат на экзамене и попасть в «сильную» группу. То есть, с течением времени разрыв все увеличивается. Во время пандемии негативные эффекты этого стали еще более очевидны»

Андреас Эконому
доктор, директор средней школы The Island на Кипре

Неравенство проявляется, в том числе, в выборе между старшими классами и средним профессиональным образованием — как и в России. На этапе окончания гимназии (средняя ступень) надо выбирать, и во многом этот выбор определяется результатами экзамена. Те, кто сдал его неважно, как правило, идут в техническое училище. Так возникают предубеждения, из-за которых сектор СПО становится прибежищем тех, у кого нет академических устремлений. И наоборот: люди, которые хотели бы получить техническое образование, часто отказываются от этой идеи из-за негативного давления семьи и среды, мол, как же ты пойдешь в ПТУ?.. Одна из реформ, которая сейчас ведется в кипрском образовании, нацелена как раз на решение этой проблемы.

Полная видеозапись здесь

Дважды в месяц магистранты, выпускники и партнеры программы «Педагогическое образование» встречаются в «Мастерской учителя», чтобы обсудить актуальные темы, обменяться опытом и выработать рекомендации, которые можно применить в своей работе.

Поделитесь идеями для «Мастерской учителя» с ее командой :inletyago@edu.hse.ru