• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Студенты утекают: что могут сделать регионы и страна, чтобы удержать молодежь в вузах

Конкуренция за студентов становится все более острой. На это играют сразу несколько факторов — становится интенсивнее образовательная миграция, меняется финансовое положение многих семей, перераспределяются контрольные цифры приема в вузы. Чтобы выигрывать в этой конкурентной борьбе, управленцы должны находить нестандартные решения. Ситуацию обсуждали на круглом столе «Региональная аналитика и политика высшего образования» на Ясинской конференции. Рассказывает модератор круглого стола, заведующий лабораторией «Развитие университетов» Нияз Габдрахманов.

Студенты утекают: что могут сделать регионы и страна, чтобы удержать молодежь в вузах

© AI

С коллегами мы обсудили ключевые результаты приемной кампании 2022 года. Региональная повестка продолжает оставаться актуальной. По итогам приема видно, что политика поддержки регионов через обеспечение бюджетными местами продолжается. Три четверти бюджетных мест предоставили региональным университетам, и во многих субъектах такая политика показала положительные результаты: увеличение количества мест сопровождалось ростом среднего балла ЕГЭ. Спрос на платное образование продолжает оставаться устойчивым, правда, особого роста не наблюдается. А если регионы разделить на четыре группы по соотношению динамики бюджетного и платного приема, мы увидим, что самая многочисленная группа — та, где рост количества бюджетных мест сопровождается истощением платного приема. То есть, эта картина наиболее свойственная для регионов. Высокая степень концентрации студентов никуда не делась: в 10 регионах по-прежнему сосредоточена половина всех студентов.

Спрос на высшее образование может меняться в будущем, в связи с демографическими процессами, как к этому можно готовиться — мы увидели на примере Казахстана. Мирас Дауленов, президент университета Нархоз (Алматы), рассказал о новой стратегии развития высшего образования в стране. Там ожидается двукратный рост количества выпускников школ к 2032 году (в России похожая динамика). Правительство Казахстана, понимая, что текущее предложение не сможет покрыть растущий спрос на образование и есть риск потерять большую часть молодежи, реализует программу по созданию в стране филиалов ведущих мировых университетов и качественно преобразует имеющиеся. Ярким примером изменений является университет Нархоз, который создает совершенно новую образовательную среду в тесной связке с реальными секторами экономики 

Еще один комплекс мер, связанный с развитием инфраструктуры, обсуждали в связи с инициативами правительства Новгородской области. О них рассказывала Инна Андреянова, начальник управления развития компетенций НовГУ им. Ярослава Мудрого. В Новгороде делают ставку на то, что новая инфраструктура повысит привлекательность и  позволит переломить ситуацию с оттоком абитуриентов: строят кампус мирового уровня, создают Новгородскую техническую школу, которая будет в него включена, инновационный технологический центр и ряд других инициатив. Обсуждали, как образовательная инфраструктура может повысить привлекательность города для молодежи, и то, что комфорт студента важен часто даже не только ему самому, а его родителям, которые сильно влияют на выбор вуза.

Целая дискуссия разгорелась вокруг обсуждения системы образования Тамбовской области с командой авторов, которая представляла данную область. Полемика велась, в том числе, вокруг того, как воспринимать трек «школа — СПО» — по-прежнему как отсев после 9-ого класса или иначе? Ректор ТГТУ Михаил Краснянский отметил: если раньше считалось, что в колледжи уходят те, кто показывал низкие образовательные результаты, во многом связанные с низким СЭС, то сейчас отношение к СПО меняется, ученики школ понимают, что со средним специальным образованием могут неплохо устроиться, особенно это актуально для IT-направлений. Это новая реальность, в которой вузам необходимо активно работать.

О расслоении внутри системы высшего образования говорили в связи с докладом Татьяны Клячко (РАНХиГС): она разложила структуру доходов по видам деятельности для вузов разного типа — федеральных и научно-исследовательских университетов. В целом можно сказать, что доходы от образовательной деятельности остаются главными для вузов всех типов, структура доходов существенно не различается.

Полная видеозапись сессии здесь