• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Школа учит подчиняться: проактивность у детей легче развивать в секциях и кружках, чем на уроках

Все хотят, чтобы их дети выросли уверенными в себе, креативными, независимыми, настойчивыми, в общем, не плыли по течению. Вроде бы это заявлено и в задачах школы в качестве «гибких навыков», а одним словом всё это можно описать как проактивность. Вот только в школе этому не учат, и даже немного наоборот: исследование Инобра показало, что среди проактивных детей больше двоечников, чем отличников. А вот секции и кружки — верный путь к тому, чтобы развить активную жизненную позицию.

Школа учит подчиняться: проактивность у детей легче развивать в секциях и кружках, чем на уроках

© AI

Исследование провели среди почти 5 тысяч учеников школ Ярославля, больше половины которых посещает какие-либо кружки. Уровень проактивности проверяли через вопросы о том, какие решения принимает сам ребенок, где берет деньги на карманные расходы и т.д. — так для каждого был рассчитан «индекс агентности». Затем его связали с успеваемостью ученика и с тем, какие внешкольные занятия и как часто он посещает.

Выяснилось, что уровень проактивности мало связан с академическими успехами. Некоторая связь есть на низком и среднем уровне. А те, у кого высокий уровень проактивности, по школьным оценкам уже проигрывают пассивному большинству. «При этом обращает на себя внимание и такой примечательный факт, что среди респондентов с максимальной агентностью больше всего тех, у кого оценки неудовлетворительные», — сказано в докладе. То есть, самые яркие и независимые ходят в двоечниках — и это ставит под сомнение умение школы развивать такие важные качества.

А вот с внешкольной активностью обнаружена прямая положительная связь: чем выше уровень проактивности — тем больше ученик вовлечен в кружки и секции (посвящает им больше времени). Особенно популярны у проактивных детей спорт, иностранные языки, наука, туризм, ремесла и научная сфера. Это зона независимости, инициативы и свободного выбора.

Доклад Михаила Гошина, Павла Сорокина и Сергея Косарецкого был представлен на Педагогическом форуме в Казани. Подробнее