Школа учит подчиняться: проактивность у детей легче развивать в секциях и кружках, чем на уроках
Исследование провели среди почти 5 тысяч учеников школ Ярославля, больше половины которых посещает какие-либо кружки. Уровень проактивности проверяли через вопросы о том, какие решения принимает сам ребенок, где берет деньги на карманные расходы и т.д. — так для каждого был рассчитан «индекс агентности». Затем его связали с успеваемостью ученика и с тем, какие внешкольные занятия и как часто он посещает.
Выяснилось, что уровень проактивности мало связан с академическими успехами. Некоторая связь есть на низком и среднем уровне. А те, у кого высокий уровень проактивности, по школьным оценкам уже проигрывают пассивному большинству. «При этом обращает на себя внимание и такой примечательный факт, что среди респондентов с максимальной агентностью больше всего тех, у кого оценки неудовлетворительные», — сказано в докладе. То есть, самые яркие и независимые ходят в двоечниках — и это ставит под сомнение умение школы развивать такие важные качества.
А вот с внешкольной активностью обнаружена прямая положительная связь: чем выше уровень проактивности — тем больше ученик вовлечен в кружки и секции (посвящает им больше времени). Особенно популярны у проактивных детей спорт, иностранные языки, наука, туризм, ремесла и научная сфера. Это зона независимости, инициативы и свободного выбора.
Доклад Михаила Гошина, Павла Сорокина и Сергея Косарецкого был представлен на Педагогическом форуме в Казани. Подробнее