Школа в ярости от общей тревоги: возможно, буллинг — коллективный способ «успокоить себя» для всего класса
В школьной жизни много общих стрессов: от какой-нибудь очередной реформы образования — до пандемии. Есть концепция совместного копинга (преодоления стресса), которая объясняет, почему людям вместе легче переживать потрясения. Школьный буллинг вполне укладывается в эту концепцию как деструктивная реакция на стресс, когда все действия направлены не против его источника, а против какой-то безопасной мишени. Это подтверждают исследования: агрессия в классе обостряется перед экзаменами, при смене учителя или переходе из младшей школы в среднюю.
Буллинг оказывается для класса или школы способом успокоить себя и (иллюзорно) восстановить баланс: выявляют кого-то, кто «угрожает благополучию», и стараются их вытеснить. Это помогает снизить эмоциональную напряженность, установить иерархию вместо неопределенности, сплотить всех вокруг общей угрозы. Да, активных агрессоров обычно немного, но большинство так или иначе молча присоединяется к травле — даже если это учитель, который «не замечает» проблему. Для него формой участия может стать даже выделение любимчиков — если выбор «правильный», учитель получает поведенческую поддержку от всего класса.
Но такая разрядка не только не приносит облегчения надолго, но и наносит вред всем участникам. Для жертв и агрессоров это проблемы с психическим и физическим здоровьем, для остальных — трудности с социальной адаптацией. Для учителей буллинг между школьниками грозить чувством собственной некомпетентности и впоследствии выгоранием.
Александра Бочавер предлагает сфокусироваться на стрессах, которые испытывают участники школьного сообщества, предполагая, что это может повлиять на снижение буллинга.