• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Уравнения по Чехову: и другие новаторские идеи от выпускников «Педагогического образования»

Школа — среда консервативная, но самых больших успехов в ней часто добиваются учителя-новаторы, те, кто решается на эксперимент. Несколько выпускников программы «Педагогическое образование» этого года, практикующие преподаватели и исследователи, представили свои идеи на семинаре «Нейронауки об образовании». Почему именно на нем — потому что их эксперименты сопровождались доказательными исследованиями эффектов с помощью методов нейронаук. Выпускники рассказали, как комбинировать совершенно непохожие предметы школьной программы, чтобы развивать у детей креативность, как «настроить» незнакомые звуки иностранных языков в речи студентов и как победить тестовую тревожность.

Уравнения по Чехову: и другие новаторские идеи от выпускников «Педагогического образования»

© AI

Обыкновенные дроби от Муму

Учитель из Белгорода Михаил Гарус испробовал в своем классе оригинальный подход к развитию креативности у детей — через комбинирование разных предметов. С помощью различных тестов и опросников он убедился, что креативность у пятиклассников хромает — подавляющее большинство детей дает на вопросы неоригинальный, самый распространенный ответ. А интеграция разных предметов позволила создать задачки, в которых нет очевидных решений, зачастую надо набрасывать разные варианты, потом выбирать оптимальный. 

Михаил соединил математику и литературу, можно сказать, вопреки мнению коллег: опрос 67 учителей показал, что большинство (61%) считает, что математику вообще нельзя ни с чем объединять. 18% верили в интеграцию с английским, 14% — с географией, и только 7% — с литературой. 

Сначала Михаил выделил 22 произведения школьной программы, в которых есть математический потенциал, затем соединил их с темами курса математики: например, «Репетитор» Чехова — с «Линейными уравнениями с двумя переменными», «Муму» Тургенева — с темой «Обыкновенные дроби». Все примерно помнят стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы», но вычислить по Некрасову площадь и форму островка — идея не самая простая. Результаты такого подхода еще предстоит замерять, но, по словам Михаила, уже видно, что «дети начали больше говорить».


Ищем русские корни французского

Уго Кавитт — студент из Франции: параллельно с учебой «Педагогическом образовании» он преподает в Вышке французский и как носитель языка видит, что учебники мало что дают для понимания произношения. Тем более, такого сложного, ведь и сами французы по-разному произносят некоторые звуки. Уго проанализировал пять самых популярных учебников французского для русскоязычных — изданные и в России, и во Франции, и даже еще в СССР — и увидел, что почти нигде авторы не предлагают опереться на фонетические особенности русского языка.

Уго разработал свою методику, в рамках которой по-разному преподает разные типы звуков. Отдельно — те, которые похожи на что-нибудь в русском языке (не обязательно на полный «аналог», например, один из вариантов У близок по произношению русскому И), отдельно — те, которые ни на что не похожи. Студенты сначала учатся различать разные типы того же У на слух, потом сортируют слова по ним, потом определяют, какой звук использовать в новых словах..

«В учебниках обычно объясняют, каким образом открыть, закрыть губы, как двигать языком, но так это не работает. Кроме того, чтобы учить студентов или школьников французскому, надо определить, какие правила и как соблюдает сам преподаватель. Даже я не все соблюдаю», — рассказывает Уго. 


Унять тревогу от ЕГЭ

Юлия Ильина преподает английский и занимается изучением тестовой тревожности: на бытовом уровне мы все примерно знаем, что это, но всерьез в России она почти не изучена. Нет валидированных опросников на русском языке, крайне мало исследований. Например, вряд ли кто-то отличает экзаменационный стресс от тестовой тревожности, а это разные вещи: стресс — явление массовое и в некотором смысле естественное, то, что возникает за час-два до экзамена, а тревожность некоторые люди способны испытывать и за год до ЕГЭ. Кстати, говоря о результатах ЕГЭ по английскому этого года, Юлия объясняет достаточно низкий показатель успешных заданий на говорение как раз возможной тревожностью учеников.

Юлия адаптировала англоязычный опросник Friedben, опробовала его на 106 учениках, а еще провела качественное исследование, чтобы описать популярные техники совладания (преодоления тестовой тревожности). Выяснилось, что у учеников с низким уровнем тестовой тревожности популярны идеи решения задач в тишине, подготовки через прорешивание, создание конспектов и ведение дневника. Те, у кого высокий уровень тревожности, прибегают к интерактивным играм, чтению книг, задания проговаривают вслух, а на самом экзамене строго придерживаются последовательности: от менее сложных заданий — к более сложным. Различаются и методы «работы с собой», не связанные с экзаменом напрямую: так, например, для учеников с низким уровнем важны и полезны мини-ритуалы, прослушивание музыки, режим дня, а их более тревожные одноклассники успокаивают себя сменой обстановки, творчеством, а то и консультациями с психологом.

На программе «Педагогическое образование» учатся самые амбициозные учителя — те, кто совмещает творческую работу в школе с исследованиями, поиском новых методик и практик. Набор абитуриентов уже открыт и продолжится до 25 июля. Подробнее о программе

Полная видеозапись семинара здесь